Качество нормативных актов как фактор обеспечения законности




Муйденова Алия Калжановна*
Тойлыбекова Эльмира Орынтаевна*

старший преподаватель, магистр юридических наук Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата, Республика Казахстан, г. Кызылорда

Аннотация:В настоящей статье автором проводится исследование качества правового акта, его критериев и параметров. Наибольшее внимание уделено критерию процедурной легальности правового акта. Качество правовых норм зависит от их соответствия духу времени, эпохе, экономическому и политическому состоянию общества, социальному разви-тию правосознания граждан. Так же для обеспечения качества законов необходима высокая юридическая техника (только в этом случае оно будет способствовать обеспечению закон-ности).

Ключевые слова: качество законов, законности, нормативных актов, законодательной техники, законодательства.




Библиографическое описание: Муйденова А.К., Тойлыбекова Э.О. КАЧЕСТВО НОРМАТИВНЫХ АКТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ [Текст] // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 7-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 28 февраля, 2015г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – C.131-133


Понятие “качество законов» - совокупность свойств, необходимо присущих закону, характеризующих его как регулятор общественных отношений. Его слагаемыми являются свойства правовой легальности закона (соответствие его нормативно-правовым требованиям), инструментально-правовое свойство (особенности регламентации правовых средств), технико-юридичесие свойства (уровень техники изложения закона и его соответствия требованиям заоконодательной техники) [1,с.36].

Качество законов - проблема многогранная, и ее решение лежит в трех плоскостях:

- Соответствие закона политическому, экономическому, и нравственному состоянию общества, социальному развитию и правосознания граждан;

- Степень совершенствования юридической техники в подготовке законопроектов;

- Практика принятия законодательных актов.

Качество правовых норм зависит от их соответствия духу времени, эпохе, экономическому и политическому состоянию общества, социальному развитию правосознания граждан. Так же для обеспечения качества законов необходима высокая юридическая техника (только в этом случае оно будет способствовать обеспечению законности). Законотворчество имеет свои правила и технику, составляющие как бы его внешнее содержание, органически связанное с внутренним. Они соотносятся друг с другом как суть и форма - одинаково значимые для будущего закона [2,с.54].

Однако много нарушений законов связаны с несовершенством законодательных актов. Несовершенство заключается в их неполноте, неясности и противоречивости.

Факторы, которые, на наш взгляд, положительно сказываются на качестве законов это:

- Убедительность;

- Доступность;

- Точность и определенность формулировок;

- Высокая юридическая техника;

- Согласованность и не противоречивость;

Обстоятельства, на наш взгляд, ухудшающие качество законов:

- Несоответствие норм закона Конституции;

- Противоречивость норм закона друг другу;

- Неопределенность норм;

- Пробелы в законодательстве;

- Несогласованность норм закона;

- Отсутствие санкции на невыполнение закона;

- Недостаточно высокий уровень законодательной техники.

Одним из нарушении законодательной техники является то, что отдельные нормы некоторых основополагающих нормативных актов неконкретны, содержат отсылки к не принятым нормативным актам, развивающим основополагающие нормативные акты. Хотя основополагающие и развивающие их правовые акты должны приниматься одновременно. Одним из нарушений законодательной техники, в частности, является то, что отдельные нормы некоторых основополагающих нормативных актов некорректны, содержат отсылки к непринятым нормативным актов, развивающим основополагающие и развивающие их правовые акты. Мы согласны с мнением Абузяровой Н.А., которая отмечает, что «основополагающие и развивающие их правовые акты должны приниматься одновременно» [3,с.23].

И, наконец, остановимся на еще одном аспекте вопроса – практике принятия законодательства в Республике Казахстан, которую точно обрисовал академик С.З. Зиманов: “Судя по тому, какие проекты вносятся парой в Парламент, приходиться с сожалением констатировать, что исполнительная власть не имеет более или менее ясного представления о предмете законов и подзаконных актов инее отличает “незаконное” от “законного” [4,с.43].

Бесспорно, что к разработке законопроектов должны привлекаться только квалифицированные кадры, хорошо владеющие юридической терминологией. Ведь Парламент Республики Казахстан является профессиональным, и работать в нем, помимо депутатов, с законопроектами с пользой для дела могут только достаточно подготовленные в правовом отношении работники.

Сегодня для всех ветвей государственной власти и их отдельных структур не может быть задач более важных и актуальных, чем экономические и социальные, деятельность Парламента Республики Казахстан не может проходить в стороне от проблем и вопросов, остро волнующих общество. В процессе развития законотворчества в Республике Казахстан его необходимо увязывать с экономическими, политическими и социальным развитием в стране и обеспечивать четкую структуру законодательства.

Для улучшения качества законов в целях обеспечения законности, видимо, есть необходимость обратиться к зарубежному опыту, тем более что авторы проектов законов довольно часто в интервью и публикациях ссылаются на использование зарубежного законодательства.

В условиях становления демократического государства необходимо более ответственное отношение к законопроектам, поэтому требования к ним должны выражаться:

- В строжайшей стилистической обработке законопроекта;

- В необходимости его обоснования, т.е. должен иметься реальный прогноз экономических и социальных последствий его принятия;

- В необходимости финансово-экономического обоснования законопроекта;

- В представлении перечня законов и иных нормативно-правовых актов, которые должны быть изменены после принятия законопроекта;

- В представлении в Парламент справки о состоянии законодательства в данной сфере разработчиками законопроекта;

- В необходимости правовой экспертизы законопроекта.

На традиционном Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана, президент выделил несколько общих направлений реформы. Прежде всего, отметил президент, необходимо оптимизировать правоохранительную систему, выстроить четкую компетенцию каждого государственного органа. Необходимо гуманизировать наши законы, повысить их качество. В деятельности правоохранительной системы должны быть смещены акценты с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства. Нам предстоит обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль, поэтому требуется усовершенствовать систему отчетности и оценки деятельности каждого правоохранительного органа.

Президент заявил, что критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов. Другими словами, в новом десятилетии нам нужна новая правоохранительная система, соответствующая высоким международным стандартам правоохранительной службы в демократическом государстве. По поручению президента, проект документа подготовлен [5].

Таким образом, качество законов является решающим фактором обеспечения законности в правовых отношениях. Для обеспечения законности, безусловно, является необходимым внутреннее единство двух важнейших элементов - качества законов и соответствие внутреннего содержания законопроектов экономическому, политическому и социальному положению, высокая юридическая техника.

 

Список литературы:

  1. Шухарева А.В. Законность правового акта и его качество (технико-юридический аспект. / Шухарева А.В. // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2014. - № 2 (26). – С.36.
  2. Зиманов С. З. Пора поговорить об ошибках. / Зиманов С.З. // Казахстанская правда. – 1996. - 20 сентября.
  3.   Абузярова, Н. А. Механизм обеспечения законности: (Факторы и их использование) / Абузярова Н.А. - Алматы : Жеті жарғы, 2001.
  4.   Зиманов С.З. Проблемы законодательства. / Зиманов С.З. // Казахстанская правда. – 1997. - 16 августа.
  5. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. “ Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана”, 2010, 29 января 
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»