Как воспитать личность?




Шевченко Марина Юрьевна

доцент
БФ ВГУ, Россия, г. Борисоглебск


Аннотация: Статья посвящена вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе школы.

Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Шевченко М.Ю. КАК ВОСПИТАТЬ ЛИЧНОСТЬ? [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.110-111


Традиционно воспитание является процессом передачи ребенку социального опыта. Это «закрытое» воспитание, субъект-объектное воздействие (личность воспитанника выступает как манипулируемый взрослым объект). Но сегодняшняя педагогика рассматривает «личностный подход как этикогуманистический феномен, утверждающий идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, индивидуализации образования» [1], и данный подход являет собой субъект-субъектное взаимодействие, становится личностно-ориентированным. Сегодня в воспитательной практике школы активно используются такие технологии воспитания, как проектная, метод кейс-стади, игровые и деловые технологии, метод дебатов, дискуссий и пр.

Метод проектов и кейс-стади метод вырабатывают у школьников самостоятельное, критическое мышление; учат работать со справочной информацией; выполнять социальные роли и действия в команде.

Игры выполняют развивающую задачу: участники попадают в конкретные ролевые ситуации, оказываются перед выбором слов и действий. Каждый участник игры – тот, кто может проявить себя в качестве, о котором его одноклассники и педагоги ранее не подозревали.

Дебаты и дискуссии – хороши тем, что учащиеся аргументированно доказывают свою точку зрения и сами (а не педагог, слово которого почему-то всегда являлось окончательным!) делают выводы и принимают решения.

Это «открытое» воспитание. Дети учатся сами думать, говорить, действовать. Педагог же может помочь подкорректировать то, на чем дети «застопорятся». Это вызовет у детей уважение к учителю, его корректности и эмпатийности.

При проведении исследования на базе одной из школ были обнаружены методически неверные приемы педагогов. Учащимся не интересны внеурочные мероприятия: педагоги назидательно «навязывают» образцы нравственности, гражданственности и т.п. Школьники хотят при самостоятельномотборе материала с целью подготовки к занятиям сами осознать, «что такое хорошо и что такое плохо». Педагоги чаще дают выучить слова из заготовленного сценария. Инициатива от учеников не требуется; главное – хорошо заучить слова. Так учителям легче провести классный час по заготовленному образцу, а не находить вместе с учащимися ответы на проблемные вопросы, например, во время дебатов. Значит, одной из распространенных ошибок учителей, пытающихся воспитать личность, является неумение обнаруживать ее индивидуальность. И воспитание остается прежним – безличностным и потому бездуховным. Но, как отмечает Трошагин М.И., «личностно-ориентированный подход не всегда универсален и не может быть единственным методологическим основанием процесса обучения» [2]. Главное – помочь ребенку овладеть приемами творения, всячески создавая для этого благоприятные условия-ситуации.

 

Список литературы:

1. Гульянц, С. Ф. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций / С.Ф. Гульянц // Вестник ЧГПУ. – 2009. − № 2. – С. 40.

2. Трошагин, М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации / М.И. Трогашин. – Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации. – Высокоключевой, 2002. – С. 22-23.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»