+7 989 669 15 15



Когнитивная стратегия самостоятельного определения значения слова читателем-инофоном на уроке рки: к вопросу изучения




Аникаева Светлана Евгеньевна *
Дружинина Варвара Валентиновна **

студентка *
кандидат филологических наук, доцент **
Сочинский институт РУДН, Россия, г. Сочи


Аннотация: В статье рассматривается конкретный методический образец реализации когнитивной стратегии самостоятельного определения значения слова читателем-инофоном на уроке русского языка как иностранного.

Ключевые слова: когнитивная стратегия, притекстовая работа, урок русского языка как иностранного (РКИ), читатель-инофон.




Библиографическое описание:  Аникаева С.Е., Дружинина В.В. КОГНИТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА ЧИТАТЕЛЕМ-ИНОФОНОМ НА УРОКЕ РКИ: К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ [ Текст ] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15 мая 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С.12-13


В учебном процессе (на уроках русского языка как иностранного) работа с поэтическим текстом складывается из предтекстового, притекстового и послетекстового этапов.

Понять текст учащемуся-инофону на этапе притекстовой работы помогают когнитивные стратегии, т.е. способы «выстраивания смысловой перспективы текста, которая основывается на качестве обнаруживаемой при интерпретации информации» [3, с. 75].

На этапе притекстовой работы на уроке РКИ одной из важнейших является такая когнитивная стратегия самостоятельного определения значения слова читателем-инофоном, как анализ по корням и аффиксам.

Прокомментируем с лингвокоммуникативной точки зрения поэтический фрагмент (из произведения М.И. Цветаевой «Осыпались листья над Вашей могилой…») «– Письмо в бесконечность. / – Письмо в беспредельность / – Письмо в пустоту».

В словах бесцельность, беспредельность, бесконечность можно выделить префикс бес- (в системе современного русского литературного языка данный морфемный элемент функционирует в значении «отсутствие чего-либо»); перед иностранными учащимися абстрактные имена существительные (обратим внимание инофонов на значение суффикса -ость). Возможный лингвокоммуникативный комментарий (с учетом опоры на семантику приставки бес-): обещания лирической героини умершему человеку не достигнут цели (героиня сама это понимает, поэтому в ее сознании и возникает единица бесцельность). Героиня хочет отправить письмо в бесконечность, в беспредельность, т.е. туда, где нет конца и предела. Лирическая героиня Цветаевой осознает, что такого «места» в объективной реальности нет, поэтому письмо отправляется … в пустоту.

На занятиях РКИ работа над поэтическим текстом строится как последовательное раскрытие смысла художественного произведения.

 

Список литературы:

1.   Дружинина В.В. Поэтический текст на уроках русского языка как иностранного: методический аспект // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 19 / Под ред. проф. А.А. Ворожбитовой. – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014.  – С. 95–98.

2.   Кулибина Н.В. Когнитивная модель чтения художественной литературы в лингводидактическом осмыслении // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. Вып. 10. – М.: Диалог-МГУ, 1999. – С. 123–131.

3.   Сулимов В.А. Когнитивные стратегии в современном русском литературном тексте // Вестник международной академии наук (русская секция), 2007. – № 2. – С. 75.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.