Коммунальные банки в период нэп: особенности правового регулирования




Ковако Вероника Максимовна*
Калашникова Елена Борисовна **

студентка *
кандидат исторических наук, доцент **
Самарский государственный экономический университет, Россия, г. Самара


Аннотация: В статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности коммунальных банков в период НЭП. Показывается, как решается проблема жилищно-коммунального хозяйства в СССР. Анализируется эффективность выдачи долгосрочных и краткосрочных ссуд. Подведены итоги деятельности коммунальных банков и их вклад в развитие жилищно-коммунального хозяйства в период НЭП

Ключевые слова: коммунальный банк, НЭП, жилищно-коммунальное хозяйство, Цекомбанк, долгосрочные ссуды




Библиографическое описание: Ковако В.М., Калашникова Е.Б. КОММУНАЛЬНЫЕ БАНКИ В ПЕРИОД НЭП: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ [Текст]. - Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.). - Махачкала: ООО «Апробация», 2016. - С. 48-50


В период иностранной интервенции и гражданской войны коммунальное и жилищное хозяйство претерпевало значительную разруху. Жилищная нужда оказывала влияние на  развитие страны. Поэтому в целях более полной мобилизации внутренних ресурсов, поднятия уровня обеспеченности кредитами народного хозяйства, равно как и дифференциации форм и методов кредитования, под эгидой Госбанка в стране создается разветвленная система специализированных банков и кредитных учреждений других видов. Большое значение для решения жилищной проблемы имела организация учреждений коммунального кредита.

Первым открытым учреждением коммунального кредита стал Московский городской банк, который был открыт 2 января 1923 году. 18 января 1923 ВЦИК и СНК утвердили декрет о коммунальных банках [1].К октябрю 1925г. в СССР насчитывается около 40 городских банков, среди них первое место занимал Мосгорбанк, имевший в Москве и московской губернии 83 отделения. Банки коммунального типа были одним из видов акционерных банков. Их основополагающие задачи были направлены на обслуживание коммунального хозяйства. Губернским исполнительным комитетом было предоставлено право учреждать коммунальные банки в виде смешанных акционерных обществ для содействия банковскими операциями развитию и восстановлению местной экономической жизни: а)предоставления местному населению кредита на нужды городского строительства; б) для кредитования коммунального хозяйства; в) выдача краткосрочного кредита для местных государственных, частных и кооперативных предприятий.

Губернские исполнительные комитеты имели исключительное право на учреждение коммунальных банков. Чтобы обеспечить руководящую роль государства, декрет требовал не менее 50% акций коммунального банка, принадлежащих исполнительному комитету, учреждающему банк. Высшим органом управления банком было собрание акционеров, поэтому выполнение этого требования гарантировало большинство голосов исполнительному комитету. К участию привлекался и частный капитал, но его роль в коммунальных банках оказалась ничтожной [2, c. 377].

Чрезмерное разнообразие клиентуры и уставных задач являлось недостатком коммунальных банков в их активных операциях, так как затрудняло проведение в их кредитной политике планового начала. При разнообразии клиентуре, находясь под покровительством местной власти, коммунальные банки приобретали достаточные пассивы; большая часть средств приобреталась за счет налоговых, казенных и коммунальных сумм.

По положению об акционерных обществах, капитал акционерного банка не мог быть менее 100000 рублей. Для организации коммунального банка из местного бюджета необходимо было выделить не менее 50000 рублей. Это ограничивало расширение сети коммунальных банков и увеличения их собственных капиталов [3, с. 87]. Они являлись кредитными учреждениями местного значения. Развитие коммунального и жилищного хозяйства приобрело общегосударственное значение. 1 марта 1923 г. по постановлению ВЦИК и СНК при Государственном банке был создан отдел коммунального кредита с целью организации государственной помощи жилищному и коммунальному хозяйству и осуществлению контроля над работой коммунальных банков. Задачами этого отдела были выдача ссуд губернским и уездным исполнительным комитетам, выдача долгосрочных ссуд на устройство, расширение и восстановление имущества, сооружения местных хозяйств и предприятий, краткосрочных – на подкрепление оборотных средств по местному бюджету. Долгосрочные ссуды выдавались на срок до 15 лет за счет выпуска специальных облигационных займов или обязательств и специальных бюджетных ассигнований. Долгосрочные ссуды имели преобладающую роль в кредитовании жилищно-коммунального хозяйства, Госбанк лишь временно выполнял функции института коммунального кредита, так как, будучи эмиссионным центром, должен был сконцентрироваться на краткосрочном кредитовании хозяйственного оборота. Рост государственных вложений в жилищно-коммунальное хозяйство способствовало увеличение потребностей в специальном учреждении коммунального кредита. В 1925г. был образован Центральный банк коммунального и жилищного строительства, устав которого был утвержден Совнаркомом СССР 17 января 1925 г. [4] Он был организован с целью содействия развитию жилищно-коммунального строительства и объединения деятельности всех уже существующих городских банков. На Цекомбанк возлагалось содействие путем долгосрочного и краткосрочного кредита по восстановлению и развитию коммунального хозяйства и жилищного строительства в СССР. Учредителями банка были Наркомфин СССР, Наркомтруд, наркоматы внутренних дел УССР, БССР, РСФСР, Армянской, Грузинской, Азербайджанской, Туркменской и Узбекской ССР. Бюджетные ассигнования были основными источниками средств Цекомбанка. Ему предоставлялось право кредитовать жилищно-коммунальное хозяйство через открываемые конторы, агентства, отделения, так и через местные коммунальные банки на основании заключения с ними договоров.

Центральное место в работе системы коммунальных банков занимали долгосрочные операции, на которые по уставу Цекомбанка обязывалось направлять не менее половины основного капитала, а по уставам местных коммунальных банков - не менее четверти. Согласно уставам коммунальных банков, долгосрочные вклады на особых условиях, облигационные займы банков, бюджетные ассигнования, специальные капиталы и фонды для выдачи ссуд на строительство жилищ рабочим и специальные капиталы, создаваемые для долгосрочного кредитования являлись источниками средств для долгосрочных операций.

Для нужд коммунального хозяйства долгосрочные ссуды выдавались местным советам и хозрасчетным коммунальным предприятиям сроком не более 10 лет и только на капитальные затраты для восстановления и устройства сооружений и предприятий коммунального хозяйства. На ремонт и строительство жилых помещений долгосрочные ссуды выдавались сроком до 25 лет, местным советам – на строительство и ремонт домов и построек, эксплуатируемых ими, общегражданским жилищно – кооперативным товариществам, рабочим жилищно – кооперативным товариществам, частным домовладельцам и застройщикам земельных участков. Также долгосрочные ссуды выдавались союзам жилищной кооперации сроком до 10 лет [5, с. 54].

Помимо долгосрочных операций коммунальные банки проводили и краткосрочные операции, которые были указаны в уставах. Краткосрочное кредитование под залог и обеспечение товарами, ценными бумагами, векселями, их учет и учет срочных долговых обязательств, открытие и выдача ссуд сроком до 12 месяцев на нужды коммунального хозяйства. Банкам предоставлялось право контроля над использованием ссуды и право досрочного взыскания ее в случае нецелевого использования.

На начальных этапах периода НЭПа коммунальные банки осуществляли преимущественно операции по краткосрочному кредитованию, привлекались средства всех отраслей местного хозяйства и промышленности.

Система коммунальных банков широко использовалась Советским государством для развития рабочего жилищного строительства. Она обслуживала потребности жилищно – коммунального хозяйства местных советов, жилищных коопераций и хозрасчетных коммунальных предприятий. Коммунальные банки принимали от населения платежи за коммунальные услуги и квартирную плату.

 

Список литературы:

1. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1923. №4. Ст.82

2. Дьяченко В.П. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. 1947. С. 377

3. Калашникова Е.Б. Правовое регулирование деятельности коммунальных банков в период НЭП // Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности.- Самара, 2005.Ч.4- с.87

4. Собрание законодательства СССР. 1925.Т.II.№6-9

5. Баев В.В. Становление и развитие правового администрирования организаций жилищно-коммунального хозяйства. Москва.2010.С.54

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»