Коммуникативно-речевые игры в развитии дошкольников с тнр




Шмонова Анфиса Александровна *
Голубина Лариса Анатольевна **

учитель-логопед-дефектолог *
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Одуванчик»
учитель-логопед **
МАДОУ «Детский сад № 2 «Непоседы», г. Балашиха


в статье представлена актуальность проблемы влияния речевых нарушений дошкольников на построение коммуникативного процесса. Разработаны этапы работы по развитию коммуникативно-речевых умений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: дошкольники, речевые нарушения, коммуникация, вербальные, невербальные средства общения.




Библиографическое описание: Шмонова А.А., Голубина Л.А. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 51-53


В настоящее время наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей с нарушениями речи. При наличии речевых нарушений у ребенка отмечается и недостаточная сформированность коммуникативной сферы. Любое речевое нарушение влечет за собой серьезные последствия в развитии личности ребенка. Одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных речевых нарушений является общее недоразвитие речи, при котором дети отстают на этапах речевого развития по срокам и по качеству нормального развития речи.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь – это универсальное средство общения, мышления и организации действий человека. Детям c общим недоразвитием речи очень непросто развить когнитивные процессы, контролировать свою речь, устанавливать коммуникацию и адаптироваться в социуме. Вследствие этого дети с общим недоразвитием речи испытывают огромные сложности в развитии своих коммуникативно-речевых возможностей.

По мнению О.Е. Грибовой, у дошкольников с речевыми нарушениями, а в частности, с общим недоразвитием речи, существенно снижена потребность в общении, т.к. у таких детей не сформированы формы коммуникации: монологическая и диалогическая речь, что является основой для овладения речью, как средства общения. Это препятствует осуществлению полноценного общения детей между собой и ребенка с речевыми недостатками со взрослым [1, с.17].

Наряду с этим, Л.Г. Соловьева говорит о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Автор поясняет, что особенности нарушенного речевого развития детей препятствуют осуществлению их полноценного общения в социуме, что выражается в значительном снижении потребности в общении детей с речевыми нарушениями со сверстниками и взрослыми [5, с.56].

Исходя их этого, нами выделены этапы развития коммуникативно-речевых умений дошкольников:

I – развитие мотивационной сферы;

II – формирование представлений о правилах общения;

III – овладение коммуникативными навыками.

 

I. Развитие мотивационной сферы.

Основная цель – вызвать у детей коммуникативную потребность, инициативность и стремление к общению друг с другом.

На данном этапе коррекционного воздействия используются следующие направления работы:

- формирование эмоционально-положительного настроя на занятие;

- привлечение внимания к сверстникам;

- обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

- введение невербальных средств общения, воздействующих на коммуникативный процесс.

Хочется отметить, что даже при имеющейся потребности к общению, коммуникативное намерение детей очень сильно зависит от комфортности общения с собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта.

Мы учим детей сотрудничеству: умению слышать, понимать и соблюдать правила игры, развивать умение работать по инструкции; воспитывать доверительное отношение друг к другу; развивать чувство ответственности за другого человека.

Важное место на первом этапе занимает комплекс игр «Мои чувства», который помогает учить детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, знакомить с невербальными средствами общения (мимикой, жестами, позой) и учить применять их на практике.

 

II. Формирование представлений о правилах общения.

На данном этапе коррекционного воздействия используются следующие направления работы:

- развитие невербальной и вербальной коммуникации;

- определение эмоционального состояния человека, отражение с помощью выразительных движений и речи;

- развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

- развитие умения работать с информацией через установление логических, причинно-следственных связей;

- развитие мыслей собеседника;

- развитие способности аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

 

III. Овладение коммуникативными навыками.

Для того, чтобы овладеть коммуникативными навыками, необходимо выработанные на предыдущих этапах коррекционного воздействия умения сделать произвольными. Для этого можно использовать метод проблемных коммуникативных ситуаций, попадая в которые ребенку необходимо самостоятельно организовать свое речевое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия.

На занятиях мы применяем различные задания: придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения и др. После проведения игровых упражнений мы обсуждаем разнообразные варианты исхода каждой конкретной ситуации.

Таким образом, на данном этапе дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями и навыками:

1. Собственно речевые умения:

• вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, разговаривающим с другими);

• поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника);

• проявлять инициативу в общении,

• переспрашивать;

• доказывать свою точку зрения;

• выражать отношение к предмету разговора,

• сравнивать, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

• использовать выразительные средства общения.

 

2. Умения речевого этикета: приветствие, знакомство, обращение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

 

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

 

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение.

 

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики и жестов.

Такие игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, способствуя развитию коммуникативно-речевых умений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в эмоционально привлекательной форме.

 

Список литературы:

1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 12-19.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2011. – 320 с.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1998. – 144 c.

4. Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.С. Павлова. – М.: МОСУ, 2007. – 97 с.

5. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 37-45.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»