Общение сотрудника оперативных аппаратов протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий как общение с гражданином, обратившимся за помощью, в ходе личного сыска, опроса. В подавляющем числе случаев это не простой разговор сотрудника оперативной службы с другим человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенных профессиональных задач.
Профессиональные особенности его определяются тем результатом, который должен быть достигнут (изменение поведения гражданином, дача показаний и др). Исходя из того, что в психологии комплекс профессиональных функций составляет психологическую структуру любого вида деятельности, можно, учитывая специфику оперативно-розыскной деятельности, выделить в деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел следующие профессиональные функции: познавательную; коммуникативную; конструктивную; организационную; удостоверительную; воспитательную.
Познавательная (поисковая) функция заключается в добывании сотрудником исходной оперативно-розыскной информации. Последующий анализ и обобщение полученной оперативно-розыскной информации позволяет осуществить прогнозирование:
В дальнейшей деятельности оперативного состава первичная информация способствует:
Процесс формирования, повышения и поддержания профессионального мастерства сотрудника уголовного розыска направлен на то, чтобы он умел мысленно пройти путь от добывания оперативно-розыскной информации, проверки этой информации, ее документирования до конечных целей оперативно-розыскной деятельности. Этот сценарий (алгоритм, последовательность решений и действий) должен включать как поисковую профессиональную функцию, так и конструктивную профессиональную функцию, т. е. найти свое материальное выражение в виде письменного плана последующих действий сотрудника оперативного аппарата, который включает в себя и психотехнику общения.
Поисковая и конструктивная функции должны состоять из двух диалектические взаимосвязанных деятельностей: модели преступной деятельности субъектов; модели служебной деятельности сотрудника.
Коммуникативная профессиональная функция заключается в добывании сотрудником информации в процессе установления, поддержания, углубления, развития психологического контакта и доверительных отношений с лицами при решении оперативно-служебных задач.
Цель третьей части профессионального общения состоит из целей более низкого уровня:
Оперативный работник должен не только выслушать гражданина, но и подчеркнуть, что информация ценна и своевременна. При этом оперативный работник должен уметь не выказывать неудовольствие и при этом своевременно поблагодарить за «ценную» информацию, а также за то, что гражданин уделил ему время, даже если информация является малозначительной.
Профессиональное общение - это устойчивые взаимоотношения, которые возникают при взаимодействии сотрудника оперативного аппарата с гражданином в ходе оперативного контакта, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, эмпатии, идентификации, рефлексии, взаимопонимания, взаимопомощи, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимосодействия, взаимодоверия при нейтрализации психологических барьеров в процессе профессионального общения, когда гражданин сообщает оперативному работнику конфиденциальную информацию для решения оперативно-служебных задач].
Незнание психологии окружающих ведет к непониманию их поступков. Продвижение сотрудников по ступеням психологической грамотности, изучение новых психотехнологий расширяет их «психологическое» видение жизни, своей работы.
Интересно в этом отношении высказывание писателя В.К. Тарасова: «Странно устроен человек. Карабкаясь по лестнице вертикальной карьеры, он забывает о карьере горизонтальной. Путь к счастью кажется привлекательным. Это звездочки на погонах, дипломы и звания, должности и оклады. Это способ казаться успевающим, значительным или счастливым.
Горизонтальная карьера - это восхождение по ступеням профессионального мастерства. Умение делать то, что другие не умеют. Это знания и умения, которые внутри человека, которые нельзя отобрать как звездочки с погон. Но горизонтальная карьера видна только посвященным. Когда жизнь предоставляет выбор что предпочесть: горизонтальную карьеру или вертикальную? Конечно, горизонтальную. А понадобится вертикальная, надо брать ее просто, как яблоко с ветки. Не получилось - знать мастерства еще недостаточно, надо еще учиться. Лучше быть, чем казаться. Лучше быть способным, чем быть» [3, c.9].
Это в полной мере относится и к сотрудникам оперативных аппаратов. Актуальным представляется развитие у сотрудников правоохранительных органов профессиональных качеств, умений, обосновывающих высокую культуру розыска, в частности ведения диалога с лицами, обладающими оперативно значимой информацией.
Список источников: