КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД




Кочесокова Залина Хазраталиевна* Машекуашева Маргарита Хасанбиевна**

доцент кафедры СД Северо-Кавказского института повышения квалификации, к.э.н., доцент* старший преподаватель кафедры ОПД Северо-Кавказского института повышения квалификации, к.п.н.** Краснодарского университета МВД РФ (филиал)

В статье кратко и лаконично отражен коммуникативный аспект деятельности сотрудников, ОВД, рассматриваются функции, методы и задачи коммуникативной компетентности сотрудников право-охранительных органов.

Ключевые слова: Ключевые слова: коммуникация,сотрудник полиции,общение,опрос,познавательная функция.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Общение сотрудника оперативных аппаратов протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий как общение с гражданином, обратившимся за помощью, в ходе личного сыска, опроса. В подавляющем числе случаев это не простой разговор сотрудника оперативной службы с другим человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенных профессиональных задач.

Профессиональные особенности его определяются тем результатом, который должен быть достигнут (изменение поведения гражданином, дача показаний и др). Исходя из того, что в психологии комплекс профессиональных функций составляет психологическую структуру любого вида деятельности, можно, учитывая специфику оперативно-розыскной деятельности, выделить в деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел следующие профессиональные функции: познавательную; коммуникативную; конструктивную; организационную; удостоверительную; воспитательную.

Познавательная (поисковая) функция заключается в добывании сотрудником исходной оперативно-розыскной информации. Последующий анализ и обобщение полученной оперативно-розыскной информации позволяет осуществить прогнозирование:

  • деятельности лиц, представляющих оперативный интерес; развития ситуации посягательства на объекты уголовноправовой охраны;
  • способа совершения посягательства на объекты уголовно-правовой охраны;
  • вида следов от преступной деятельности и мест их нахождения.

В дальнейшей деятельности оперативного состава первичная информация способствует:

  • установлению следов преступной деятельности; выдвижению типичных и конкретных версий (предположений);
  • проверке выдвинутых версий оперативным путем; документированию преступной деятельности неизвестных лиц;
  • реализации оперативной информации в уголовном процессе и построению стройной системы доказательств [1, c.124-129].

Процесс формирования, повышения и поддержания профессионального мастерства сотрудника уголовного розыска направлен на то, чтобы он умел мысленно пройти путь от добывания оперативно-розыскной информации, проверки этой информации, ее документирования до конечных целей оперативно-розыскной деятельности. Этот сценарий (алгоритм, последовательность решений и действий) должен включать как поисковую профессиональную функцию, так и конструктивную профессиональную функцию, т. е. найти свое материальное выражение в виде письменного плана последующих действий сотрудника оперативного аппарата, который включает в себя и психотехнику общения.

Поисковая и конструктивная функции должны состоять из двух диалектические взаимосвязанных деятельностей: модели преступной деятельности субъектов; модели служебной деятельности сотрудника.

Коммуникативная профессиональная функция заключается в добывании сотрудником информации в процессе установления, поддержания, углубления, развития психологического контакта и доверительных отношений с лицами при решении оперативно-служебных задач.

Цель третьей части профессионального общения состоит из целей более низкого уровня:

  • убедить гражданина, что полученная в ходе общения информация не представляет интереса для сотрудника, если общение протекает в негласной форме или с зашифровкой истинной цели общения, при этом его внимание переключается на другое, например, на причину вызова в ОВД;
  • искусственно создать благоприятные условия собеседнику выговориться до конца о своих доминирующих мотивах, потребностях, не перебивая его, и при этом внушить ему положительные эмоции.

Оперативный работник должен не только выслушать гражданина, но и подчеркнуть, что информация ценна и своевременна. При этом оперативный работник должен уметь не выказывать неудовольствие и при этом своевременно поблагодарить за «ценную» информацию, а также за то, что гражданин уделил ему время, даже если информация является малозначительной.

Профессиональное общение - это устойчивые взаимоотношения, которые возникают при взаимодействии сотрудника оперативного аппарата с гражданином в ходе оперативного контакта, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, эмпатии, идентификации, рефлексии, взаимопонимания, взаимопомощи, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимосодействия, взаимодоверия при нейтрализации психологических барьеров в процессе профессионального общения, когда гражданин сообщает оперативному работнику конфиденциальную информацию для решения оперативно-служебных задач].

Незнание психологии окружающих ведет к непониманию их поступков. Продвижение сотрудников по ступеням психологической грамотности, изучение новых психотехнологий расширяет их «психологическое» видение жизни, своей работы.

Интересно в этом отношении высказывание писателя В.К. Тарасова: «Странно устроен человек. Карабкаясь по лестнице вертикальной карьеры, он забывает о карьере горизонтальной. Путь к счастью кажется привлекательным. Это звездочки на погонах, дипломы и звания, должности и оклады. Это способ казаться успевающим, значительным или счастливым.

Горизонтальная карьера - это восхождение по ступеням профессионального мастерства. Умение делать то, что другие не умеют. Это знания и умения, которые внутри человека, которые нельзя отобрать как звездочки с погон. Но горизонтальная карьера видна только посвященным. Когда жизнь предоставляет выбор что предпочесть: горизонтальную карьеру или вертикальную? Конечно, горизонтальную. А понадобится вертикальная, надо брать ее просто, как яблоко с ветки. Не получилось - знать мастерства еще недостаточно, надо еще учиться. Лучше быть, чем казаться. Лучше быть способным, чем быть» [3, c.9].

Это в полной мере относится и к сотрудникам оперативных аппаратов. Актуальным представляется развитие у сотрудников правоохранительных органов профессиональных качеств, умений, обосновывающих высокую культуру розыска, в частности ведения диалога с лицами, обладающими оперативно значимой информацией.

 

Список источников:

  1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: Учеб.-метод. пособие. - 2-е изд. - М.:ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
  2. Богданов П.В. Психологические особенности мышления работников уголовного розыска. - М., 1985.
  3. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы использования социально – психологических тренингов в деятельности сотрудников ОВД: Материалы международной   конференции «Вопросы современной юриспруденции».- Изд. «СиБАК», 2013.- 122с.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»