Переход на новые образовательные стандарты ВПО, уровневая подготовка будущих специалистов ставит перед системой высшего профессионального образования ряд новых требований. В первую очередь это касается как формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов, так и оценки уровня их сформированности на конец вузовского образования. Разделяем мнение Л.В. Трубайчук, которая высказывает мысль, что сегодня «подготовка педагога должна идти в следующих направлениях:
- ориентации не на информированность студента, а на конструирование им собственного профессионально-личностного опыта, который, в свою очередь, должен стать предметом рефлексии, исследования, оценки;
- развитии приемов саморазвития на основе рефлексии опыта;
- возможности выбора индивидуальной траектории профессионально-личностного становления студента;
- замещении педагога-транслятора знаний педагогом-фасилитатором, обеспечивающим сопровождение процесса профессиональной подготовки учителя;
- создание профессионально-личностного опыта осуществляется через решение педагогических задач и проигрывание педагогических ситуаций» [2,с.9].
В связи с этим актуальной становится проблема разработки новых компетентностно-ориентированных заданий, носящих интегральный характер, выполнение которых позволит студентам проявить знания и умения из различных предметных областей (педагогика, психология, методики преподавания дисциплин начальной школы), способности, личностные качества, необходимые для успешного решения функциональных задач, составляющих сущность будущей профессиональной деятельности.
Так на факультете педагогики и методики начального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета ведется работа по созданию банка компетентностно-ориентированных заданий для формирования и диагностики профессиональных компетенций студентов – будущих учителей.
Приведем пример одного из заданий.
В учебниках математики ОС «Школа 2100» выделены линии развития школьников средствами учебного предмета:
- производить измерения и вычисления, необходимые для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики на основе математического моделирования;
- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними на основе математического моделирования;
- строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения [1,с.189].
??? Приведите примеры заданий из учебников математики для каждого класса, помогающих учащимся продвигаться по каждой из линий. С какой целью, и на каких этапах урока целесообразно использовать выбранные вами задания. Как вы думаете, какие предметные и метапредметные умения составляют содержание каждой линии развития? Выделите эти умения и заполните таблицу.
Выполнение подобных заданий способствует формированию общекультурных компетенций (например, владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)) и профессиональных компетенций (например, готовность к реализации ФГОС НОО, способность обеспечивать условия, направленные на достижение младшим школьником личностных, метапредметных и предметных результатов (CК-2)). Студент становится соучастником, инициатором процесса своего образования, приобретает профессионально-личностностный опыт.
Подобные компетентностно-ориентированные задания целесообразно использовать и с диагностической целью. Самостоятельное их выполнение позволяет определить личностное включение студентов в осваиваемую педагогическую деятельность. При этом исключается возможность действовать репродуктивно, проявляются специальные аналитические навыки, готовность к творческой деятельности, инициируется поиск новых способов действия.
Список литературы: