КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ




Худякова Марина Алексеевна *, Селькина Лариса Владимировна**.

зав. кафедрой естественно-математического образования в начальной школе ПГГПУ, к. пед. н., доцент *. декан факультета , доцент, к. пед. н **. ПиМНО ПГГПУ, г. Пермь.

В данной статье авторы размышляют о роли компетентностно-ориентированных заданий в профессиональной подготовке будущих учителей начальной школы, выполнение которых будет способствовать формированию профессиональной компетентности, проявлению личных качеств необходимых для успешного решения функциональных задач составляющих сущность будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Ключевые слова: компетентностно-ориентированные задания,профессиональные компетенции,формирование,диагностика,профессионально-личностный опыт.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Переход на новые образовательные стандарты ВПО, уровневая подготовка будущих специалистов ставит перед системой высшего профессионального образования ряд новых требований. В первую очередь это касается как формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов, так и оценки уровня их сформированности на конец вузовского образования. Разделяем мнение Л.В. Трубайчук, которая высказывает мысль, что сегодня «подготовка педагога должна идти в следующих направлениях:

- ориентации не на информированность студента, а на конструиро­вание им собственного профессионально-личностного опыта, кото­рый, в свою очередь, должен стать предметом рефлексии, исследова­ния, оценки;

- развитии приемов саморазвития на основе рефлексии опыта;

- возможности выбора индивидуальной траектории профессио­нально-личностного становления студента;

- замещении педагога-транслятора знаний педагогом-фасилитатором, обеспечивающим сопровождение процесса профессиональной подготовки учителя;

- создание профессионально-личностного опыта осуществляется через решение педагогических задач и проигрывание педагогиче­ских ситуаций» [2,с.9].

В связи с этим актуальной становится проблема разработки новых компетентностно-ориентированных заданий, носящих интегральный характер, выполнение которых позволит студентам проявить знания и умения из различных предметных областей (педагогика, психология, методики преподавания дисциплин начальной школы), способности, личностные качества, необходимые для успешного решения функциональных задач, составляющих сущность будущей профессиональной деятельности.

Так на факультете педагогики и методики начального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета ведется работа по созданию банка компетентностно-ориентированных заданий для формирования и диагностики профессиональных компетенций студентов – будущих учителей.

Приведем пример одного из заданий.

В учебниках математики ОС «Школа 2100» выделены линии развития школьников средствами учебного предмета:

- производить измерения и вычисления, необходимые для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики на основе математического моделирования;

- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними на основе математического моделирования;

- строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения [1,с.189].

??? Приведите примеры заданий из учебников математики для каждого класса, помогающих учащимся продвигаться по каждой из линий. С какой целью, и на каких этапах урока целесообразно использовать выбранные вами задания. Как вы думаете, какие предметные и метапредметные умения составляют содержание каждой линии развития? Выделите эти умения и заполните таблицу.

Выполнение подобных заданий способствует формированию общекультурных компетенций (например, владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)) и профессиональных компетенций (например, готовность к реализации ФГОС НОО, способность обеспечивать условия, направленные на достижение младшим школьником личностных, метапредметных и предметных результатов (CК-2)). Студент становится соучастником, инициатором процесса своего образования, приобретает профессионально-личностностный опыт.

Подобные компетентностно-ориентированные задания целесообразно использовать и с диагностической целью. Самостоятельное их выполнение позволяет определить личностное включение студентов в осваиваемую педагогическую деятельность. При этом исключается возможность действовать репродуктивно, проявляются специальные аналитические навыки, готовность к творческой деятельности, инициируется поиск новых способов действия.

 

Список литературы:

  1.             Козлова С.А., Рубин А.Г. Программа «Математика» / С.А. Козлова, А.Г. Рубин // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа / под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – С. 198.
  2. Трубайчук Л.В. Стратегия развития педагогического образования в условиях реализации стандартов второго поколения / Л.В. Трубайчук // Формирование базовых профессиональных компетентностей будущих педагогов в условиях реализации новых образовательных стандартов и вузовский учебник. Сборник материалов.– М.: Баласс, 2009. – С.9-10.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»