Введение в образовательный процесс новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) способствовало расширению выбора технологий и методов обучения с целью развития у обучающихся общих и формирования профессиональных компетенций.
Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки [1].
Главным направлением деятельности учителя является реализация компетентностного подхода на уроке, что выражается в решении основных задач: реализация структуры деятельности с позиции компетентностного подхода; дифференциация содержания предмета, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения; отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении; создание объективной системы мониторинга.
В своей практической деятельности учителю необходимо руководствоваться следующими принципами: в любой деятельности на уроке предоставлять ученику право выбора; создавать проблемные ситуации; освоение учениками знаний, умений, навыков и различных способов деятельности; регулярно осуществлять рефлексию процесса обучения; максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности.
Алгоритм построения урока по физике в системе компетентного подхода:
Целеполагание. На данном этапе учитель не транслирует цель урока, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Например, на уроке физике в 7 классе при изучении темы «Способы изменения давления» используется приём «Подводящий диалог», который представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Самостоятельная продуктивная деятельность. Предъявление обучающимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица. Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у обучающихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели.
Рефлексия. Для демонстрации пройденного материала в конце урока, например, в 8 классе целесообразно предложить обучающимся кластер, при изучении темы «Электрический ток». В данном виде работы группируется понятие по изученной на уроке теме и между ним устанавливаются логические связи.
Таким образом, применение современных педагогических технологий, в том числе информационных, позволяет добиться высоких стабильных результатов педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования]: Монография – СПб.: СПбГУПМ, 2002.- С.158.