КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ




Батыршина Гульнара Ибрагимовна

доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Статья посвящена проблеме формирования эстетической культуры личности в контексте компетентностного подхода в образовании. Эстетическая компетентность, как способность к творчеству, особому восприятию и художественно-эстетической оценке явлений искусства и бытия, выступает показателем развития общекультурных компе-тенций личности.

Ключевые слова: Ключевые слова: компетентностный подход,общекультурные компетенции,эстетическая культура личности,искусство.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


 

Последнее десятилетие ознаменовалось значительными изменениями в отечественной системе образования в связи с внедрением новых образовательных стандартов. Одной из ярких особенностей данного преобразования является утверждение компетентностного подхода в организации образовательного процесса, переориентация его целей на достижение «компетентности» обучающихся, формирование у них ряда «компетенций» в отличие от ЗУНов (знаний, умений, навыков).

Ключевыми смыслоопределяющими категориями для компетентностного подхода являются «компетенция» и «компетентность». Компетенция (от лат. competentio, соmpeto – добиваюсь, соответствую, подхожу) рассматривается как особый результат образования, выражающийся в готовности выпускника к использованию внутренних и внешних ресурсов, системы полученных знаний, умений и способов деятельности с целью осуществления эффективной деятельности. Причем это интегративное свойство, которое включает не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, а также определяет систему ценностных ориентаций и убеждений личности.

Общекультурные компетенции относятся к ключевым компетенциям и включаются в так называемый метапредметный уровень содержания образования. Формирование общекультурных компетенций осуществляется в контексте различных предметных областей, а интегративный характер данного процесса предполагает объединение их в единое, целостное компетентностно-ориентированное содержание.

Каким же образом осуществляется формирование общекультурных компетенций? Что означает для выпускника образовательного учреждения «обладать общекультурными компетенциями»?

Это, прежде всего, предполагает способность ориентироваться в пространстве культуры, постигать общекультурный опыт в процессе изучения форм общественного сознания – науки, искусства, нравственности, права; готовность участвовать в позитивном межкультурном общении, сотрудничестве и сотворчестве [1]; умение использовать культурные эталоны как критерии оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера. Направленность на развитие нравственно-ценностных ориентаций в педагогическом процессе актуализирует аксиологический потенциал образования, использование современных технологий гуманистического воспитания и обучения [2].

Ценностно-смысловая направленность формирования общекультурных компетенций наиболее полноценно реализуется через включение в художественно-творческую, культурно-досуговую, эстетико-познавательную деятельность, в процессе которой происходит постижение традиций национальной и общечеловеческой культуры, освоение нравственно-эстетических эталонов, формируется важнейшая составляющая сознания личности – ее эстетическая культура.

Эстетическая культура личности выражается в способности эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты». Это умение отличать прекрасное, благородное от безобразного, низменного как в художественном мире искусства, так и в реальной действительности.

Воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок в совокупности с усвоением знаний с давних времен считается мощным фактором развития мировоззрения личности, способствующим его гармоничному эстетическому мировосприятию, нравственному и творческому совершенствованию, полноценной самореализации.

Эстетическая компетентность проявляется в практической способности к художественному творчеству в различных областях искусства – музыкальном, изобразительном, хореографическом, декоративно-прикладном, а также в формах полихудожественной деятельности.

Однако этим компетентность не ограничивается. В формировании эстетической культуры принципиально значимую роль играет эстетический опыт, основанный насложнейших глубинных психологических процессах, проявляющихся в системе эстетических отношений личности к окружающему миру, художественно-эстетической деятельности, тонком интуитивно-чувственном постижении мира по законам гармонии, выразительности, индивидуальности.

Художественная культура сегодня представляет собой спектр многообразных явлений, отражающих сложность и многообразие жизни социума, противоречивость и драматизм сознания современного человека, прогрессивность и реальную просветительскую мощь искусства. Формирование способности к самостоятельному постижению ценностных, нравственно-эстетических основ современного искусства, развитие готовности к выявлению гуманистического потенциала музыки, живописи, хореографии, театра и других арт-направлений – одна из актуальных задач художественного образования.

Эстетическое познание окружающего мира, способность давать художественно-эстетическую оценку изучаемым явлениям формирует способность личности к герменевтическому анализу бытия, способствует развитию навыков смыслового, семантического анализа всего, что окружает человека.

Развитие эстетической культуры в процессе формирования общекультурных компетенций – процесс сложный и длительный. Современная российская действительность свидетельствует о серьезных проблемах, мешающих его гармоничному осуществлению, обусловленных факторами экономической и социальной нестабильности, ценностными трансформациями и засильем некачественных образцов массовой культуры, последствиями информатизации и чрезмерной компьютеризации, наносящими ущерб традиционным видам творческой деятельности и естественной художественной коммуникации.

Однако накопленный столетиями опыт педагогики искусства способен преодолеть данные негативные явления и обеспечить функцию социально-культурного развития личности, перевод приобретенных знаний и навыков в нравственно-этические убеждения, реальные принципы деятельности и «жизненную компетентность».

 

Список литературы:

1. Коврикова, Е.В. Развитие компетентности межкультурного взаимодействия будущего педагога-музыканта / Е.В. Коврикова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2012. – № 1. – С. 62-66.

2. Явгильдина, З.М. Проектирование модели педагогической технологии развития нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи / З.М. Явгильдина, И.Ф. Камалова // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т. 15. – №14. – С. 315-318.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»