Последнее десятилетие ознаменовалось значительными изменениями в отечественной системе образования в связи с внедрением новых образовательных стандартов. Одной из ярких особенностей данного преобразования является утверждение компетентностного подхода в организации образовательного процесса, переориентация его целей на достижение «компетентности» обучающихся, формирование у них ряда «компетенций» в отличие от ЗУНов (знаний, умений, навыков).
Ключевыми смыслоопределяющими категориями для компетентностного подхода являются «компетенция» и «компетентность». Компетенция (от лат. competentio, соmpeto – добиваюсь, соответствую, подхожу) рассматривается как особый результат образования, выражающийся в готовности выпускника к использованию внутренних и внешних ресурсов, системы полученных знаний, умений и способов деятельности с целью осуществления эффективной деятельности. Причем это интегративное свойство, которое включает не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, а также определяет систему ценностных ориентаций и убеждений личности.
Общекультурные компетенции относятся к ключевым компетенциям и включаются в так называемый метапредметный уровень содержания образования. Формирование общекультурных компетенций осуществляется в контексте различных предметных областей, а интегративный характер данного процесса предполагает объединение их в единое, целостное компетентностно-ориентированное содержание.
Каким же образом осуществляется формирование общекультурных компетенций? Что означает для выпускника образовательного учреждения «обладать общекультурными компетенциями»?
Это, прежде всего, предполагает способность ориентироваться в пространстве культуры, постигать общекультурный опыт в процессе изучения форм общественного сознания – науки, искусства, нравственности, права; готовность участвовать в позитивном межкультурном общении, сотрудничестве и сотворчестве [1]; умение использовать культурные эталоны как критерии оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера. Направленность на развитие нравственно-ценностных ориентаций в педагогическом процессе актуализирует аксиологический потенциал образования, использование современных технологий гуманистического воспитания и обучения [2].
Ценностно-смысловая направленность формирования общекультурных компетенций наиболее полноценно реализуется через включение в художественно-творческую, культурно-досуговую, эстетико-познавательную деятельность, в процессе которой происходит постижение традиций национальной и общечеловеческой культуры, освоение нравственно-эстетических эталонов, формируется важнейшая составляющая сознания личности – ее эстетическая культура.
Эстетическая культура личности выражается в способности эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты». Это умение отличать прекрасное, благородное от безобразного, низменного как в художественном мире искусства, так и в реальной действительности.
Воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок в совокупности с усвоением знаний с давних времен считается мощным фактором развития мировоззрения личности, способствующим его гармоничному эстетическому мировосприятию, нравственному и творческому совершенствованию, полноценной самореализации.
Эстетическая компетентность проявляется в практической способности к художественному творчеству в различных областях искусства – музыкальном, изобразительном, хореографическом, декоративно-прикладном, а также в формах полихудожественной деятельности.
Однако этим компетентность не ограничивается. В формировании эстетической культуры принципиально значимую роль играет эстетический опыт, основанный насложнейших глубинных психологических процессах, проявляющихся в системе эстетических отношений личности к окружающему миру, художественно-эстетической деятельности, тонком интуитивно-чувственном постижении мира по законам гармонии, выразительности, индивидуальности.
Художественная культура сегодня представляет собой спектр многообразных явлений, отражающих сложность и многообразие жизни социума, противоречивость и драматизм сознания современного человека, прогрессивность и реальную просветительскую мощь искусства. Формирование способности к самостоятельному постижению ценностных, нравственно-эстетических основ современного искусства, развитие готовности к выявлению гуманистического потенциала музыки, живописи, хореографии, театра и других арт-направлений – одна из актуальных задач художественного образования.
Эстетическое познание окружающего мира, способность давать художественно-эстетическую оценку изучаемым явлениям формирует способность личности к герменевтическому анализу бытия, способствует развитию навыков смыслового, семантического анализа всего, что окружает человека.
Развитие эстетической культуры в процессе формирования общекультурных компетенций – процесс сложный и длительный. Современная российская действительность свидетельствует о серьезных проблемах, мешающих его гармоничному осуществлению, обусловленных факторами экономической и социальной нестабильности, ценностными трансформациями и засильем некачественных образцов массовой культуры, последствиями информатизации и чрезмерной компьютеризации, наносящими ущерб традиционным видам творческой деятельности и естественной художественной коммуникации.
Однако накопленный столетиями опыт педагогики искусства способен преодолеть данные негативные явления и обеспечить функцию социально-культурного развития личности, перевод приобретенных знаний и навыков в нравственно-этические убеждения, реальные принципы деятельности и «жизненную компетентность».
Список литературы:
1. Коврикова, Е.В. Развитие компетентности межкультурного взаимодействия будущего педагога-музыканта / Е.В. Коврикова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2012. – № 1. – С. 62-66.
2. Явгильдина, З.М. Проектирование модели педагогической технологии развития нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи / З.М. Явгильдина, И.Ф. Камалова // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т. 15. – №14. – С. 315-318.