КОМПОНЕНТЫ КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В АНИМАЛИСТИЧЕСКИХ МЕДИАТЕКСТАХ




Симухина Юлия Антоновна

магистрант, Казахский университет международных отношений и мировых язы-ков имени Абылай хана, Казахстан, Алматы.

В статье дается определение анималистическому медиатексту на основе анализа дефиниций понятий «анималистический» и «медиатекст». Описывается история появления Казахского ханства, а именно одна из наиболее распространенных версий, согласно которой, два султана Джанибек и Гирей в 15 веке собрали всех недовольных правлением хана Абулхаира и откочевали в Могулистан, где их стали называть казахами, что означает «вольный». Условиями жизни народа обусловлена их тесная связь с животным миром. Также приводятся примеры специфических особенностей отражения культуры в анималистических медиатекстах.

Ключевые слова: Ключевые слова: медиатекст,анималистический,анималистический медиатекст,казах,казахская культура.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Медиатекст является одной из важных единиц медиапотока, объединяющий такие понятия как газетная статья, радиопередача, телевизионные новости, Интернет-реклама и прочие виды продукции средств массовой информации [1]. Объектом нашего исследования являются казахстанские анималистические медиатексты, но, проанализировав словари, мы обнаружили, что нет точной дефиниции этого понятия. Поэтому, сопоставив значения терминов «анималистический» и «медиатекст», можно дать следующее определение: анималистический медиатекст – это сообщение, имеющее тематической доминантой животный мир и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.) В таких сообщениях животное является главной темой, «героем» произведения, его изображение является основной целью журналиста.

Анималистические медиатексты казахстанских СМИ отличаются от медиатекстов других стран. Это обусловлено культурными различиями. Казахский народ на протяжении многих веков жил бок о бок с животными. Существует много исторических версий образования Казахского ханства, согласно наиболее распространенной из них, два султана Джанибек и Гирей в 15 веке собрали всех недовольных правлением хана Абулхаира и откочевали в Могулистан, где их стали называть казахами, что означает «вольный» [2]. Разумеется, в таких условиях они постоянно жили с животными, собаки охраняли их дом и пасли скот, лошади были средством передвижения, бараны – пищей, беркуты – помощниками на охоте и т.д. Историческая связь казахского народа с животными находит отражение и в современных медиатекстах. Так, например, проанализировав электронную версию газеты «Время», архив за 2013 год, можно увидеть много статей, посвященных животным. Так, в Казахстане введен запрет на ловлю сайгаков, в газете есть статьи о задержании браконьеров, благодаря чему можно увидеть воспитательную функцию медиатекста[3]. Также особое отношение у казахов к беркутам, в этой же газете мы можем прочитать статью о программе сохранения и увеличения их популяции.

Таким образом, в казахстанских анималистических медиатекстах отражаются компоненты национальной культуры, а именно, любовь и уважение к животным, которые с давних времен помогали и помогают казахскому народу.

 

Список литературы:

1. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ/ Т.Г. Добросклонская. М.,2008. 264 с.

2. Атыгаев, Н. А. Время образования Казахского ханства: некоторые аспекты проблемы в историографии и в источниках/ Н.А. Атыгаев// Отан тарихы (Отечественная история). – 2006. - №1. – С. 96-107.

3. Общественно-политическая газета Казахстана «Время» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.time.kz, свободный. – Загл. с экрана.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»