С поступлением в ВУЗ перед студентами встаёт много задач, связанных с объёмными рутинными расчётами, что без применения компьютерных технологий, уходило бы много времени, для их решения. Компьютерные технологии ускоряют и облегчают расчеты в процессе обучения. Одна из их задач – автоматизация вычислений, повышение эффективности научных исследований. С этой целью разрабатываются различные пакеты прикладных программ. К подобным пакетам относятся Math Cad и Microsoft Excel.
Math CAD имеет несомненные преимущества по сравнению с другими пакетами и традиционными методами. Это выражается в предоставлении возможности ввода математических формул и численного расчёта по ним, задания различных значений используемых величин, построение графиков для наглядного изображения результатов моделирования, генерацию случайных величин, выполнение логических операций, условных операторов и циклов, что позволяет реализовать различные численные методы. Используя Math CAD, студент не тратит время на кодирование вычислительного алгоритма и программирование вспомогательных блоков таких, как организация пользовательского интерфейса и наглядного представления результатов. Математические выражения в среде Math CAD записываются в общепринятой нотации [1].
Другим наиболее часто применяемым программным средством при выполнении различных задач является Microsoft Excel. Система электронных таблиц Excel способствует прочному установлению и эффективному развитию интерактивных межпредметных связей, преподаваемых в высших учебных заведениях [2].
Учебный вузовский курс математики включает в себя такие разделы, как теория и системы действительных и комплексных чисел, высшая алгебра и аналитическая геометрия, дифференциальное, интегральное и вариационное исчисления и методы оптимизации, дискретная математика, векторный и тензорный анализы, дифференциальные и интегральные уравнения, теории вероятностей и случайных процессов, математическая статистика. Благодаря функциональным возможностям и легкости освоения система электронных таблиц Excel внедряется в процесс обучения почти всех дисциплин высшего образования.
Math Cad и Microsoft Excel обычно используются студентами, начиная с первого курса, поэтому целесообразно применять возможности данных программ с начала обучения. Особую актуальность их применение приобретает в связи с тенденцией расширения объема самостоятельной работы студента. К тому же навыки, приобретенные в процессе работы с данными пакетами прикладных программ, легко найдут применения в будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Макаров, Е.Г. Math cad: Учебный курс ( + CD ) – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
2. Панин, О.А., Ахматов, А.Н. Компьютерные технологии в приборостроении: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2013. – 56 с.