+7 989 669 15 15



Концепт как ментальная репрезентация в когнитивной семантике (по й. Дёллингу)




Саидмуратова Умида Ражаббаевна

преподаватель кафедры иностранных языков
Ташкентский государственный аграрный университет
Узбекистан, г. Ташкент


Аннотация: В данной статье рассматривается явления категоризации и концептуализации в одной из разделов лингвистики - когнитивной семантике по Й. Дёллингу.

Ключевые слова: категоризация, концептуализация, когнитивная лингвистика, когнитивная семантика, концепт, ментальный феномен.




Библиографическое описание: Саидмуратова У.Р. КОНЦЕПТ КАК МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В КОГНИТИВНОЙ СЕМАНТИКЕ (ПО Й. ДЁЛЛИНГУ) [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" -С. 64-65


Язык как часть когнитивной системы является средством восприятия информации различного характера, который в дальнейшем подвергается обработке, сравнению и дальнейшему развитию. Концепты, как ментальные образования или же, как их называет Иоганн Дёллинг, особенные ментальные феномены тесно связаны с такими когнитивными навыками как категоризация и концептуализация, относящиеся к одной из центральных разделов когнитивной лингвистики – когнитивной семантике (данный раздел когнитивной лингвистики занимается в основном с антропоцентрическим фактором языкознания).

В языкознании понятие категоризации следует понимать, как когнитивный процесс, при котором относимые к восприятию и представлению предметы распределяются по определённым категориям. Категоризация возможна лишь в том случае, если когнитивная система выставляет определённые ментальные репрезентации для детерминации категорий. Данными репрезентациями являются концепты, точнее категориальные концепты. «Концепт одной категории определяет общие признаки единиц категории, ментальной репрезентаций которых является концепт» [1].

Говоря о сущности понятия концепт П. Герденфорс отмечает, что в языкознании с понятием концепт имеются ещё многочисленные нерешённые проблемы [2]:

- Является ли концепт самостоятельной психической (или ментальной) сущностью или исключительно особенным нейрофизиологическим состоянием человеческого мозга?

- Считается ли концепт результатом когнитивного восприятия мира или заданным образцом когнитивной системы, с помощью которой структурируется смысл воспринимаемого?

- Имеется ли общее между элементарными и самыми общими концептами, которые заложены в человеческом организме и лежат в основе всех других концептов?

- Имеют ли концепты образную, символическую или геометрическую структуру, и посредством каких действий образуются новые концепты?

С точки зрения Иоганна Дёллинга, концепты могут функционировать как дескриптивные (описательные) понятия смысловых слов и предложений. Дескриптивное значение какого-либо выражения обуславливает категорию как его денотацию. Такие категории обозначаются как семантические.

Итак, по мнению И. Дёллинга, не каждый концепт является значением слова и не все концепты могут вербализоваться, это означает, что не для каждой категории имеется слово, которое могло бы денотировать её. Значение какого-либо слова по правилу является более абстрактным, то есть оно содержит в себе меньше признаков, чем индивидуальные концепты, которые единичные люди связывают их с соответствующей категорией.

 

Список литературы:

1.   Gärdenfors, P. Conceptual Spaces. The Geometry of Thought. 2000

Johannes Dölling. Semantik und Pragmatik. Institut für Linguistik, Universität Leipzig 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»