+7 989 669 15 15



КОНЦЕПТ ПОКОЛЕНИЕ 60+ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕКСТАХ




Былкова Светлана Викторовна

к. филолог. н., ст. преподаватель ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

Статья выполнена в русле лингвоантропологических исследований и посвящена концепту поколение 60+ как фрагменту русской языковой картины мира и одной из главных составляющих языкового образа человека.

Ключевые слова: Ключевые слова: концепт,поколение 60+,медиаиздания,я-концепция,пенсионный возраст,поздняя старость.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В основе исследования лежат идеи языкового образа человека, активно развиваемые Ю.Д. Апресяном, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степановым, Б.А. Серебренниковым, Ю.Н. Карауловым, А.Д. Шмелевым, В.Н. Телия, Н.А. Седовой, Л.Б. Никитиной, Н.В. Орловой и другими.

Актуальность исследования концепта поколение 60+ обусловлена отсутствием научных трудов, в которых данный концепт рассматривался бы в качестве национально-культурного феномена. Кроме того, мы выявили ряд параметров, позволяющих соотнести в сознании россиян и русском языке в частности такие понятия, как человек старше 60 лет и его мир.

Понятийная составляющая концепта поколение 60+ активно взаимодействует с оценочной, поскольку большая часть единиц языка и речи отражает данный параметр не только как объективный факт, фиксируемый результат развития человека, но и как сущность, подвергаемую оценке с точки зрения устойчивых представлений о том или ином возрасте, о характеристиках, способностях, функциях, присущих человеку на определенной жизненной стадии.

Поколение — это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями, которых порой мы не замечаем. Однако они во многом определяют наше поведение: регламентируют процесс общения, определяю модель поведения в конфликтной и бесконфликтной коммуникации, управляют целевыми установками.

Исследуемый нами концепт поколение 60+ связан с концептом возраст, изучаемым рядом учёных. Например, Ю.Ю. Литвиненко акцентировала внимание на его существовании в семантическом пространстве образа человека в русской языковой картине мира; многие исследователи занимались сопоставлением и анализом тематических полей, групп и выявляли национальную специфику в именовании людей по возрасту на материале различных языков: английского и русского (Л.Т. Костина), русского, украинского и английского языков (В.И. Матвеев).

Параметр возраст интерпретируется учеными как один из основных в формировании отношения к человеку, мнений о его способностях, желаниях, действиях. Именно поэтому в работе мы обратили особое внимание на оценки возрастного периода 60+, воплощенные в языке, и оценки людей, переживающих этот жизненный этап, а также уделили внимание стереотипным представлениям о поколении 60+, бытующим в современных медиатекстах. Заметим: концепт возраст обнаруживает теснейшую связь с когнитивными онтологическими категориями времени и развития, которые предопределяют его содержание.

По мнению Ю.Ю. Литвиненко, представления об этапах развития, возрастных ипостасях в языке формируются под воздействием метафоры цикла (весна жизни, на закате дней, еще не вечер, впасть в детство), отражающей идею повторяемости и целостности, и метафоры линии, пути (войти в возраст, выйти из какого-либо возраста, на исходе лет), отражающей представление о начале и конце жизни. [1]. Наличие метафоры цикла мы встречаем и в работе А. Антипова. Исследователь, говоря о поколении 60+, олицетворяет рождённых в 40-е – 60-е годы XXвека с таким временем года, как весна. Шестидесятилетних – восьмидесятилетних он характеризует как людей, переживших многие испытания, но с достоинством перенёсших их. Архетип этого поколения – Герой, поскольку люди зрелого возраста стали свидетелями различных эпохальных событий: победа СССР во Второй мировой войне, запуск 1-го спутника в космос, полёт 1-го человека в космос. А. Антипов замечает: дети, рождённые «весной», любознательны и активны, будущее видят в радужных тонах [2].

Психологи называют возраст 60+ периодом старения. Наука, изучающая этот возраст, - геронтология. Геронтологи делят людей, достигших шестидесятилетнего возраста, на три группы: люди пожилого возраста; люди старческого возраста; долгожители.

Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациями. Отмечается, что мужчины превращаются в пассивных, а женщины – агрессивных, практичных и властных.

Современные медиа пытаются изменить стереотипы, связанные с концептом старость. Например, 10-15 лет назад период старости имел полюс отрицательной оценки, поскольку россияне к возрасту 60+ относились негативно, характеризуя его как «приближение конца жизни», «утрату физической силы», «угасание социальной значимости». Это нашло отражение в частом употреблении таких эмоционально окрашенных эпитетах, сопровождающих лексему «старость», как «безотрадная», «болезненная», «постылая»; в устойчивом выражении «старость не радость» (из газет). Нежелание говорящих демонстрировать отрицательную оценку, присутствующую в семантике лексемы старость, привело к появлению в речи ряда эвфемизмов. Так, возраст 60+ в медиатекстах и в живой разговорной речи «приобрёл» новые эпитеты: преклонный, почтенный, солидный, пожилой, элегантный.

Сегодня в России, как и за рубежом, существует множество сайтов, журналов, газет и Интернет-журналов, Интернет-газет, чья целевая аудитория – поколение 60+. Какова же тематика подобных изданий? Нами было изучено содержание 34 медиаизданий и выявлен следующий круг тем: пенсия и пенсионная реформа, сохранение и приумножение личных сбережений, преодоление финансовой фобии, важные принципы физической активности, личные рекорды тех, кому за 60, медицинская помощь, интеграция пенсионеров в процессы информатизации, трудотерапия, косметика для женщин «третьего возраста» (уход за кожей и декоративная косметика: особенности, новинки рынка), мода для женщин элегантного возраста, рецепты счастья, жизнь и смерть, интимная жизнь с тем, кому за 60, хобби, арттерапия, семейные ценности.

В СМИ лексема «поколение 60+» имеет солидный синонимический ряд, в который входят несколько десятков слов и словосочетаний: бебибумеры, пенсионеры, пенсионный возраст; старики, старые, престарелые, лица старшего возраста; пожилые люди, люди в возрасте, зрелый возраст, старшее поколение, люди старшего возраста, поколение «второго дыхания», люди в возрасте 60 и старше, люди элегантного возраста, люди преклонного возраста, переломный возраст, послевоенное поколение, поколение от 1946 года рождения, люди в возрасте от 55 и старше, золотые годы.

Выход на пенсию меняет положение и роль человека в обществе, это, безусловно, находит отражение в мотивационной сфере. Медиатексты показали, что мотивацией 60-летнего человека и людей старшего возраста является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема - поддержание здоровья на должном уровне. «Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. В связи с разными жизненными установками люди преклонного возраста по-разному смотрят на жизнь, и как следствие этого обилие в их речи лексики с положительной и отрицательной оценкой.

Итак, для одних пенсионный возраст - это ужас, грусть, кошмар; изоляция, одиночество; трагедия; время не жить, а доживать; время без планов и надежд; отсутствие возможности что-либо изменить в лучшую сторону; возрастная дискриминация (в России особенно развит эйджизм); прямая зависимость от материального достатка. Для других – выход на пенсию ассоциируется с опытом, новым жизненным этапом, возможностью работать, зарабатывать и при этом получать удовольствие, продолжение, а порой и начало полноценной жизни, получение новых знаний, возможность быть независимым и развивать, а иногда и открывать свои таланты.

 

Список литературы:

  1.    Литвиненко, Ю. Ю. Взаимодействие научных и обыденных представлений о возрасте в русской языковой картине мира/ Ю.Ю.Литвиненко// Язык и коммуникация: Науч. альманах. - Омск, 2006. - Вып. 2. - С. 56-74.
  2.    Антипов. А. Времена года и времена жизни / А. Антипов// Russian Valley - №8 (192)-05.05.2006
  3. Антипов,А Поколение пенсионеров/ А. Антипов, Е. Шамис// Огонёк. –2005. - 14-30 января.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.