Концерты духовной музыки в Киеве на рубеже веков (1900 – 1917г.) И их исполнители




Харченко Елена Ивановна

преподаватель музыкального искусства
Университет им. Б. Гринченка ИППО, г. Киев (аспирантка НМАУ им. П. И. Чайковского)


Аннотация: Статья посвящена исследованию концертов духовной музыки в Киеве в период c 1900-1917 гг. Автор опирается на данные газеты «Киевлянин», по материалу которого делает выводы о программах, жанрово-стилевой номенклатуры исполняемых произведений, самой практики проведения духовных концертов в Киеве по сравнению с аналогичными концертами в России.

Ключевые слова: концерты духовной музыки, или («духовные концерты»), жанрово-стилистическая палитра, исполнители, содержание.




Библиографическое описание: Харченко Е.И. КОНЦЕРТЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В КИЕВЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (1900 – 1917Г.) И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ [Текст] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 18 июля, 2014г.) - Махачкала: ИЗДАТЕЛЬСТВО "Апробация", 2014 — С.60-62


1. Широкая демократизация и профессионализация музыкального искусс-тва: открытие музыкальных школ, театров, появление целой цепочки музыка-льно-образовательных обществ, развитие композиторского творчества и кон-цертной жизни, особенно бурный в области хорового исполнительства конца XIX - нач. XX века. Постоянное внимание и интерес со стороны слушательс-кой аудитории концертами духовной музыки в городе и их широкая извест-ность. Художественная сторона концертов духовной музыки в Киеве на ру-беже веков и практика их проведения.
2. Программы, которые выполнялись на этих концертах: имена компози-торов, названия произведений создают достаточно полную картину репертуа-ра духовных концертов Киева этой эпохи и определяют их жанрово - стиле-вую палитру.
3. Выполнение масштабных произведений украинских и российских ком-позиторов на концертах духовной музыки в Киеве. Важность звучания небо-льших произведений русских композиторов так называемого «нового направ-ления» в духовной музыке серебряного века – А. Кастальского, А. Архангель-ского, С. Рахманинова, П.Чеснокова, А. Гречанинова, а также большого ко-личества малоизвестных авторов, имена которых не оставили значительного следа в истории украинской духовной музыки.
4. Выборочный подход к выполнению духовных произведений украинских композиторов. Редкость звучания украинской народной музыки духовно-религиозного содержания, а именно кантов, псалмов, колядок, щедривок. Многообразие жанрово - стилевой палитры духовных концертов: западно - европейского, украинского и русского классицизма, романтизма, русской ду-ховной музыки «нового направления», что хотела воспроизвести некоторые закономерности средневекового духовного пения, связав их с новейшими до-стижениями современной композиторской техники.
5. Отличие киевских духовных концертов от концертов духовной музыки Москвы и Петербурга, где в то время проходил ренессанс древнего богослу-жебного пения, который в Украине не выполнялся (возможно из - за того, что еще не был достаточно изученным).
6. А. А. Кошиц, Я. С. Калишевский, Я. Яциневич, П. Г. Гончаров, И. И. Палицын, М. А. Надеждинський – выдающиеся дирижеры того времени, ко-торые руководили концертами духовной музыки в городе Киев. Александр Антонович Кошиц – руководитель нескольких хоровых коллективов Киева. Высокий профессионализм, интеллигентность певцов студенческого хора Университета св. Владимира под руководством А. Кошица при выполнении концертов духовной музыки в культурной среде Киева конца XIX - нач. XX века. Своеобразное кредо дирижера в раскрытии духовной глубины человека через призму выполнения духовных концертов.
7. Яков Степанович Калишевский – руководитель хора Софийского собора и главный дирижер хора Киевского университета. Своеобразный эталон хорового звучания на рубеже веков. Сочетание в своем творчестве пения за богослужением и выступлений на хоровых духовных концертах. Беспрецеде-нтность художественных явлений и их несовместимость с точки зрения тог-дашнего духовенства. Неординарная художественная натура маэстро, отвага, разносторонность интересов и инициатив. Я. Калишевский –- инициатор воз-рождения концертов духовной музыки в Киеве.
8. Яков Яциневич – регент хоров Михайловского, Владимирского собо-ров. Духовно - музыкальное творчество композитора и дирижера известна в формах как уставного творчества («Литургия», некоторые песнопения «все-нощной»), так и неуставного (обработки религиозных кантов, колядок).
9. Звучание кантатно - ораториальных произведений Л. Бетховена «Хрис-тос на Елеонской горе» и «Сотворение мира» Гайдна на духовных концертах в Киеве под руководством Петра Григорьевича Гончарова. Иван Иосифович Палицын как дирижер и его первый опыт выступления оперного хора на кон-церте духовной музыки с выполнением специфического богослужебного ре-пертуара. Настоящая новинка и свежее дыхание в истории выполнения духо-вных концертов Киева.
10. Художественная сторона концертов духовной музыки в Киеве на рубеже веков и практика их проведения. Мастерство ансамблевого строя, ги-бкость непревзойденного хора Владимирского собора под руководством М. А. Надеждинського.
11. Активное участие в концертах духовной музыки Киева выдающихся певцов международного значения, которые пели во многих театрах мира: Елена Дмитриевна Драгомирецкая (Буланова), Бурская Инна Владимировна, Линская, Липецкий, Цисевич, Внуковский, Тихонов, Каченовский ...
12. Более свободное проведение духовных концертов в Киеве. Софиев-ский собор, Александро - Невская церковь, костел св. Александра, Киевский городской театр, цирк – основные места проведения концертов духовной му-зыки. Популярность проведения таких мероприятий в Зале Купеческого соб-рания – современная Киевская Национальная филармония.
13. В Киеве допускались аплодисменты и вскрик слов «браво», «вели-колепно», «прекрасно», так же, как и на духовных концертах в западно - ев-ропейских странах в отличие от российских концертов духовной музыки.
14. Воплощение национальных черт украинского пения на основе изу-чения паралитургийних жанров фольклора кантов, колядок, набожных песен перекликаются с идеями русского «нового направления в духовном пении». Концерты духовной музыки и их идея стала своеобразной основой для музы-кального творчества выдающихся творцов украинской духовной музыки 20 - х годов ХХ века – М. Леонтовича, К. Стеценко, А. Кошица.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»