КОНКУРС ИМ. Н.П. БУДАШКИНА КАК ФЕНОМЕН СИБИРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ




Белоносова Ирина Владимировна

доцент, ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра», г. Красноярск

Аннотация: В статье рассматривается история конкурса им. Н.П. Будашкина. Указываются отдельные факты из биографии композитора, связанные с его участием в проведении конкурса. Материал статьи способствует созданию общей картины состояния исполнительства на народных инструментах в Восточной Сибири.

Ключевые слова: Ключевые слова: : Николай Павлович Будашкин,оркестры и ансамбли народных инструментов,конкурс,Чита.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


«Исполнительство на народных инструментах в настоящее время по разным причинам находится на периферии культурного процесса. Именно поэтому сейчас особенно важно сохранение национальных традиций, укрепление сложившихся и установление новых связей между субъектами Российской Федерации в области народного музыкального искусства и оркестрового исполнительства»[9].

Российское народное инструментальное исполнительство имеет древние и глубокие корни [5]. Но только в конце XIX столетия благодаря сподвижнической деятельности В.В. Андреева интерес к русским народным инструментам, поначалу стихийный, обрел устойчивость и стабильность. Каждое десятилетие прошлого века демонстрирует этапы непрерывно «восходящей» линии развития исполнительства на русских народных инструментах. В кратчайшие сроки были усовершенствованы их акустические возможности, что позволило сформировать самобытный репертуар для солирующих инструментов, ансамблей, оркестров [1, 6].

Утверждение народных инструментов в статусе академических, внедрение их в концертную и образовательную практику страны тесно связано с периодом 1920-1930-х годов, с тенденцией массового распространения коллективных форм музицирования в кружках музыкальной самодеятельности. Именно в этот период были осознаны исключительные возможности народных инструментов в деле распространения среди широких масс населения лучших образцов музыкального искусства – как народного, так и классического.

Благодаря последовательно проводимой государством политики по обеспечению кружков самодеятельности необходимым инструментарием было налажено промышленное производство народных инструментов в Москве, Ростове-на-Дону, Киеве, Казани, Уфе и других городах. Масштабы просветительской работы по улучшению качества исполнительства самодеятельных музыкантов потребовали особых форм контроля, которыми стали конкурса и олимпиады, проводимые во всех регионах страны. Победители первых конкурсов исполнителей на народных инструментах становились впоследствии профессиональными педагогами[1]. Среди них Д.П. Стрыгин (1926, Ленинград), И.И. Гладков (1926, Москва), И.Я. Паницкий и В.М. Бесфамильнов (1927, Саратов), И.И. Маланин (1927, Томск). Широко внедрявшаяся практика обучения в консерваториях талантливых самородков из среды рабочих и крестьян позволила многим из них реализовать свои природные таланты. К таким «самородкам» относится и выдающийся музыкант – композитор, лауреат государственных премий, народный артист РСФСР профессор Николай Павлович Будашкин. Его произведения для народных инструментов – Концерт для трехструнной домры с оркестром, Концертные вариации на тему русской народной песни «Вот мчится тройка почтовая» для балалайки с оркестром стали «классикой» репертуара для исполнителей на домре и балалайке[2]. Созданные Н.П. Будашкиным произведения для народного оркестра вошли в золотой фонд отечественной культуры.

Родился Н.П. Будашкин 24 июня (6 августа) 1910 года в деревне Любаховке Калужской губернии (в настоящее время это Калужская область). Но с 1917 по 1929 год Н.П. Будашкин проживал вместе с семьей в Чите. Именно здесь проявились его способности, замеченные коллегами и руководителями коллективов: талантливый юноша играл сразу в двух оркестрах – любительском духовом и оркестре народных инструментов паровозоремонтного завода (ПВРЗ), делал первые шаги как композитор. Рабочие ПВРЗ рекомендовали его на рабфак Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где он обучался у Р.М. Глиэра и Н.Я. Мясковского.

Только в 1976 году композитор вновь приехал в город своей юности. Инициатива исходила от читинских музыкантов – преподавателей Читинского музыкального училища, задумавших провести первый областной конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов среди музыкальных школ. Повысить статус конкурса, привлечь к нему внимание со стороны руководства культурой страны мог приезд в качестве председателя жюри проживавшего в юности в столице Забайкалья известного композитора Н.П. Будашкина. Организаторы конкурса ставили перед собой двуединую задачу: во-первых, пропагандировать музыкальную классику и русские народные инструменты; во-вторых, совершенствовать мастерство юных музыкантов. После получение согласия композитора на конкурс в Читу съехались 19 оркестров и ансамблей, всего свыше 400 человек. Конкурс получил большой общественный резонанс. Его организаторов поздравили члены Секретариата правления Союза композиторов СССР. В адрес жюри поступила поздравительная телеграмма за одиннадцатью подписями от Т. Хренникова, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна, Р. Щедрина, и др. Главный приз конкурса – тульский баян и комплект ударных инструментов – был вручен оркестру народных инструментов ДМШ Центрального района [3].

Значение конкурса трудно переоценить. Профессиональный анализ результатов первого конкурса, данный Н.П. Будашкиным, стал толчком к дальнейшему сотрудничеству читинских музыкантов и композитора, который все последующие годы помогал своим землякам в их трудном, но благородном и необходимом для региона начинании. Проводимый один раз в два года, конкурс являлся своеобразным ориентиром, направляющим деятельность всех детских музыкальных школ области.

Повышение уровня исполнительства в оркестрах и ансамблях школ выдвинуло новые требования к организации методической и учебной работы в музыкальном училище. Второй конкурс оркестров и ансамблей в 1978 году носил уже имя Н.П. Будашкина. Конкурс проводился в рамках Всесоюзного фестиваля искусств. В нем участвовало 650 человек, в том числе 400 человек – из сел и поселков области. Программы отдельных школ включали достаточно сложные классические произведения.

В 1980 году третий конкурс оркестров и ансамблей был приурочен к фестивалю «Цветущий багульник»[3]. В заключительном концерте победителей наряду с юными музыкантами-любителями принимали участие и профессионалы. Впервые также выступали учащиеся Братского музыкального училища и Красноярского училища искусств – победители конкурсов Красноярской зоны. Такая форма музыкально-просветительской деятельности придала большую весомость самому конкурсу, способствовала успешной популяризации исполнительства на народных инструментах и классического музыкального наследия. Диапазон исполняемой в программах конкурсантов музыки был предельно широк: кроме народной музыки звучали произведения Баха, Генделя, Прокофьева, Шостаковича. Это был последний конкурс, на котором присутствовал композитор.

Конкурс имени Н.П. Будашкина перерастал учебные рамки и становился своеобразной формой пропаганды классической и народной музыки. В 1982 году участники, количество которых возросло до 700 человек, выезжали на крупные предприятия Читы и выступали перед рабочими коллективами. География конкурса расширялась: были приглашены коллективы из музыкального училища и Восточно-Сибирского государственного института культуры г. Улан-Удэ. В заключительном концерте принимал участие оркестр русских народных инструментов института культуры под управлением В.В. Китова.

Каждый конкурс становился событием в музыкальной жизни Читы, собирал все больше и больше слушателей. В 1985 году число участников еще более увеличивается: вместе с юными музыкантами участвуют преподаватели музыкального и культурно-просветительного училищ Читы, коллективы Улан-Удэнского музыкального училища, детских музыкальных школ из Белогорска Амурской обл. и ст. Хор Хабаровского края. Всего в смотре участвовало свыше тысячи музыкантов. Жюри, состоявшее из преподавателей училища, возглавил доцент Красноярского института искусств, ныне профессор Красноярской государственной академии музыки и театра В.А. Аверин. Этот конкурс отличался необычайной массовостью: наряду с оркестрами, ансамблями и солистами выступали хоровые коллективы города. В программах коллективов звучали произведения В. Андреева, Н. Будашкина, И.С. Баха, Э. Грига, М. Глинки, И. Дунаевского, К. Листова, А. Новикова, Г. Свиридова, П. Чайковского, И. Штрауса, Ф. Шуберта, Б. Ямпилова, местных авторов – Л. Аверьянова, В. Волкова, Ю. Смородникова.

В 1988 году конкурс был посвящен 100-летию создания В. Андреевым оркестра русских народных инструментов. Такого подъема и единодушия как музыкантов, так и слушателей не было ни на одном из предыдущих конкурсов. На этот раз гостем конкурса был оркестр русских народных инструментов Новосибирского телевидения и радио под руководством засл. деятеля искусств РСФСР, проф. В. П. Гусева. Членами жюри были засл. артист Украинской ССР В. Илляшевич и композитор, пианист, кандидат искусствоведения В. Блок. В телеграмме председателя правления Всероссийского музыкального общества, председателя комиссии по пропаганде народной инструментальной музыки засл. работника культуры РСФСР Е.И. Максимова отмечалось большое значение конкурсов им. Н.П. Будашкина для культуры страны.

К началу 1990-х годов конкурсы становятся праздниками, в которых участвуют исполнители на народных инструментах из соседней Бурятии и Амурской области. Связь конкурса с музыкальной культурой региона становится настолько тесной, что даже в период усилившихся дестабилизационных процессов в экономике и культуре города регулярность проведения конкурсов ни разу не была нарушена: он ни разу не был отменен и продолжал регулярно собирать слушателей на праздники музыкального искусства, какими стали конкурсные выступления коллективов. Бывший раньше локальным «мероприятием», в условиях практически прекратившихся внешних гастролей из музыкальных центров страны и региона конкурс становится заметным явлением и, практически, единственным средством пропаганды академической музыки в городе.

В конце 1990-х годов конкурс им. Н. Будашкина выходит на региональный, а затем и международный уровень. В Х областном (I региональном конкурсе) (2000) участвовали 52 творческих коллектива (1000 человек) из Амурской, Иркутской областей, Красноярского и Хабаровского краев, Республики Бурятия и др. В жюри работали ведущие специалисты музыкальных ВУЗов России. В частности, председатель жюри – В.П. Гусев, народный артист России, члены жюри – заслуженный артист Российской Федерации, лауреат всероссийских и международных конкурсов профессор КГАМиТ С.Ф. Найко, композитор Я. Кувахара (Япония) и др. В 2003 год конкурс приобретает статус Международного и к концу 2010-х гг. заслуженно приобретает широкую известность в Центрально-Азиатском регионе.

В 2010 г. на IV (XIII) Международном конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов, посвященном 100-летию со дня рождения Н.П. Будашкина принимали участие народные коллективы из 11 муниципальных районов Забайкальского края, 59 коллективов из Иркутской, Амурской, Ростовской областей, Хабаровского, Приморского, Красноярского, Камчатского краёв, республик Бурятии, Саха (Якутия), Хакасии. Впервые была введена новая номинация — видеоконкурс, в котором приняли участие музыканты из других стран: Монголии, Китая, Азербайджана, Белоруссии и Японии. Число участников конкурса в 2010 году составило около 900 человек. На конкурсе присутствовали его первые организаторы – Александр Голубинский и заслуженный деятель искусств России Эдвард Маковский[4]. Удостоенный Гран-при конкурса образцовый оркестр русских народных инструментов средней общеобразовательной школы №27 под руководством заслуженного работника культуры РФ С. Гаврилова получил статус губернаторского оркестра русских народных инструментов.

В Положении о предстоящем V [XVI] Международном конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов им. Н.П. Будашкина (2014) в ряду со ставшими уже традиционными формулировками о «сохранении и развитии лучших отечественных традиций коллективного исполнительства на народных инструментах в Забайкалье; повышении исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности ансамблей и оркестров народных инструментов» есть строки, в которых отражена историческая память о человеке, чье имя носит конкурс. «Обогащение репертуара, пропаганда музыкальных произведений Н.П. Будашкина, воспитывающих духовность и чувство патриотизма». Без сомнения с последним пунктом в перечне целей конкурса его духовный вдохновитель, человек, сыгравший знаковую роль в жизни не только Забайкальского края и Восточно-Сибирского региона, но и всей России был бы согласен полностью: «»Формировать и воспитывать художественный вкус, позитивные социальные установки и интересы подрастающего поколения. Приобщать возможно большее количество детей, подростков, молодежи к национальной музыкальной культуре».

Традиция проведения конкурсов в регионе расширяется: по примеру будашкинского конкурса с конца 1990-х годов в Чите проводятся конкурсы юных исполнителей на струнных инструментах (домра, балалайка, гитара): городской «Серебряные струны», краевой «Золотые струны»; конкурс юных баянистов и аккордеонистов «Золотые планки». Активную помощь в проведении этих конкурсов оказывают преподаватели кафедры народных инструментов КГАМиТ. На базе музыкального училища Братска проводятся аналогичные конкурсы юных исполнителей на народных инструментах. Конкурсы создают базу для последующего участия студентов музыкальных училищ региона в конкурсах, которые проводят сибирские вузы. К таким престижным среди исполнителей на народных инструментах конкурсам относится Красноярский музыкально-театральный конкурс «Надежда», проводимый 1 раз в три года. В 2014 г. это будет уже X-й Международный конкурс[5].

Получившие в конце XIX столетия «путевку» в мир профессиональной музыки русские народные инструменты, пройдя тернистый путь «профессионализации» стали репрезентантами российской академической культуры и завоевали всемирное признание. Конкурсы исполнителей на народных инструментах, история которых ведет начало от 1920-х годов, подтвердили свою актуальность. Их просветительская функция с каждым годом растет, разрастается география и число участников. Все это – признаки стабильного, хоть и малозаметного роста духовной культуры общества. Проведение конкурсов исполнителей, ансамблей, оркестров народных инструментов в сибирских городах вселяет надежду на сохранение российской музыкой своего национального своеобразия.

 

Список литературы:

  1. 1.        Аверин, В.А. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст] : курс лекций / В. А. Аверин, ФГБОУ ВПО "Красноярская государственная академия музыки и театра", Красноярский государственный университет. – Красноярск : Кларетианум, 2002. – 296 с.
  2. 2.        Белоносова, И. В. Музыкальная культура Читы [Текст] : монография / И. В. Белоносова, ФГБОУ ВПО "Красноярская государственная академия музыки и театра". – Красноярск : 2007. – 167 с.
  3. 3.        Белоносова, И.В. Роль Забайкальского техникума искусств в формировании социокультурного пространства региона // Художественное образование в XXI веке: проблемы и перспективы: тезисы Международной научно-практической конференции посвященной 55-летию ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств». – Чита, 2011. – С.56-60.
  4. 4.        Будашкин, Николай Павлович [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
  5. 5.        Варламов, Д.И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX - XX веков [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения: 17.00.09 / Д. И. Варламов. – Саратов : [Б.и.], 2009. – 41 с. :
  6. 6.         Имханицкий, Михаил Иосифович.В.В. Андреев и современность [Текст] : [два очерка об организаторе первого оркестра русских народных инструментов] / М. И. Имханицкий // Народник : Информационный бюллетень / ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. – 2008. – N.1. – С.14-24.
  7. 7.        Положение III Всероссийский конкурс дирижеров русских оркестров им. А.Ю. Бардина [Электронный ресурс] // Режим доступаhttp://music-festivals.ru/ru/24/conductors_competition


 

 



[1]Первая в России кафедра народных инструментов открывается при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в 1948 году в Москве.

 

[2] Н.П. Будашкин (1910 – 1988) автор музыки к кинофильмам («Сельский врач», «Морозко» и др.), мультфильмам («Аленький цветочек», «Чудесный колодец» и др.). Его песня «За дальнею околицей» (слова Г. Акулова), написанная в 1938 году, прозвучала в первый раз в 1943 году в осажденном Ленинграде и сразу приобрела популярность. Н.П. Будашкин дважды лауреат Сталинской премии, являлся помощником руководителя Государственного ОРНИ им. Н.П. Осипова (1945 – 1951) [4].

[3] Фестиваль искусств, на которой в Читу приезжали на гастроли профессиональные исполнительские музыкальные коллективы.

[4]Эдвард Станиславович Маковский после окончания Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки в 1962–66, 1972–79 годах преподавал в Читинском музыкальном училище. В 1979–2004 годах был директором училища. В 1961 году создал первый в Забайкалье оркестр русских народных инструментов, который приобрел известность как камерный оркестр «Забайкальский самоцвет». Член Президиума Совета директоров Ассоциации музыкальных училищ России. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2003). Заслуженный работник культуры России (1965). Заслуженный деятель искусств РФ (1995). Почетный гражданин Читы (2002). В 2004 году переехал в Москву, работает на кафедре Института музыки им. Шнитке в Москве [2].

[5]В ноябре 2012 г. в Красноярске состоялся III Всероссийский конкурс дирижёров русских оркестров им. А.Ю. Бардина, который рассматривался организаторами как «масштабное явление в деле продвижения народно-инструментального исполнительства». Всю неделю, конкурсные состязания сочетались с обширной культурной программой: тематические перформансы, мастер-классы, лекции, презентации фотопроектов, выставка музыкальных инструментов частной коллекции. Кульминацией праздника русской музыки стал гала-концерт лауреатов конкурса дирижёров в Большом зале филармонии, когда на одну сцену одновременно вышли три русских оркестра: 60 домр, 10 баянов, 22 балалайки и 10 балалаек-контрабасов [2].

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»