Конкурсы молодых композиторов как способ выявления юных дарований




Халитова МерзиеИбрагимовна

доцент
Крымского инженерно-педагогического университета г. Симферополь




Ключевые слова: музыкальное произведение, талант, композитор, одарённость, творчество, потенциал, конкурс, духовность.




Библиографическое описание: Халитова М.И. КОНКУРСЫ МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВКАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ЮНЫХ ДАРОВАНИЙ [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.126-127


Творчески активная личность всегда ищет применение своих способностей в отдельно взятой области, которая ему близка по духу, его устремлениям, исканиям, врождённой предрасположенности к какой-либо деятельности в сфере духовной природы своего таланта. Надо заметить, что каждый человек изначально наделён многими разновидностями способностей в области искусства, науки и т.д. Нас интересует, прежде всего, человек, связавший свою деятельность с духовным развитием своих способностей, а конкретнее, с музыкантами, чья деятельность связана с созданием новых звуковых возможностей, новых путей. В этой связи хочется вспомнить о тех ярких дарованиях, которые приезжают на композиторские конкурсы и показывают свой талант в его первозданном виде.

Одним из таких ярких дарований был молодой композитор из Беларуси В. Серпинский, начавший своё участие учеником музыкальной школы в конкурсе молодых композиторов, который проходил в Симферополе, и закончил принимать участие в конкурсе будучи студентом консерватории. Он всегда отличался большой фантазией, преподносил музыкальные подарки, сюрпризы. Его музыка, особенно связанная с картинами природы, отличалась ярким использованием выразительных возможностей. Как тонко подмечено: «Состояние души часто передаётся через музыкальное воплощение пейзажа. Он тяготеет к вечно существующим константам бытия (горы, вершины, волны)» [2, с. 37]. За годы его участия в конкурсе можно было наблюдать его всевозрастающее мастерство.

Творческая практика белорусских композиторов на рубеже столетий развивалась в трёх направлениях: одно из них вело к разрыву с традицией, с веками сложившейся системой тонально-гармонического мышления и акцентной метрики, другое - к сохранению традиций, третье - к синтезу «старого и нового», где актуализировалось значение вненационального начала» [1, с. 32]. Так вот, Серпинский относится к третьему направлению.

А участники из Узбекистана неоднократно радовали всех своим самобытным искусством. Участница Лиля Угай из Ташкента показала очень виртуозное произведение, отличающееся не только профессионализмом, но и оригинальностью воплощения в рамках жанра, материал этого сочинения построен на народных мелодиях. Характерные для узбекской музыки острые ритмы дойры и нагоры блестяще воплощали замысел композитора. Как говорит музыковед: «В условиях Независимости в музыкальной культуре Узбекистана актуализируется поиск новых принципов национальной самобытности, путей осмысления традиционных и инновационных музыкально-художественных концепций... Понятие современной музыкальной культуры Узбекистана перестаёт отождествляться только с творчеством композиторов, поскольку традиционная музыка также продолжает полнокровно функционировать. Мало того, именно в данный период традиционное национальное искусство переживает этап своего яркого возрождения» [3, с. 36].

Показанная на последнем конкурсе поэма для виолончели и фортепиано Азимбека Джамбаева из Ташкентской специальной школы-интерната им. Успенского свидетельствовала уже об интересном индивидуальном музыкальном языке молодого автора. Порой выдумка, напор, молодость, задор, с которыми молодые композиторы создают свои произведения, пленяют и вдохновляют самих членов жюри. И на маститых композиторов оказывается также весьма благотворное влияние. Передача взаимных эмоций, впечатлений, радостей взаимного обогащения создаёт обстановку впечатляющей творческой лаборатории.

Особого внимания заслуживают композиторы из России: Крепикова Дарья из г. Энгельс, Галинская Валерия из г. Курск, Хачатрян Шагане из г. Чайковский, Пермского края, Киреева Люба из г. Орск (в её миниатюрах для фортепиано прослеживается собственное музыкальное чутьё, неординарность мышления, колорит русской народной музыки), Никитенко Артём из г. Орск, Костюк Владимир из г. Саратов - (представленные им произведения для симфонического оркестра свидетельствуют о высоком уровне одарённости молодого автора).

Всех этих музыкантов отличает неповторимый творческий талант, несомненный потенциал, демонстрирующий, что в дальнейшем они будут представлять славу музыкальной элиты и, возможно, станут музыкантами международного уровня.

Таким образом, конкурсы, фестивали, различные смотры дают возможность для раскрытия творческого потенциала музыкально одарённых молодых личностей и стимулируют к дальнейшей творческой активности будущих композиторов.

 

Список литературы:

1. Мдивани, Т. О трактовке национального в современной музыке / Т. Мдивани. – М: Музыкальная академия, 2011. – № 4. – с. 32.

2. Никольская Н. Симфонизм "Молодой Польши". – От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. – М., 1990. – с. 37.

3. Янов-Яновская Н. Выход в "Большой контекст" / Н. Янов-Яновская. – М: Музыкальная академия, 2011. – №4. – с. 36.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»