КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




*Колодяжная Татьяна Павловна, **Бредковская Елена Евгеньевна,

*к.п.н., доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону. **воспитатель ИЗО-деятельности БМДОУ №5.

В данной статье рассматривается вопрос возможности коррекции нарушений мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР).

Ключевые слова: Ключевые слова: коррекция,мелкая моторика,дошкольный возраст,изобразительная деятельность,ОНР,преодоление нарушений.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Повышение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений мелкой моторики у дошкольников с ОНР является на данный момент одной из актуальных проблем воспитания детей (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова; М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская и другие). Развитие мелкой моторики ребёнка в старшем дошкольном возрасте играет важную роль в дальнейшем овладении учебными навыками.

В своих исследованиях Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Г.Г. Григорьева, Г.С. Костюк и др. отмечают, что благотворное влияние на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР оказывают занятия по изобразительной деятельности, так как известно, что именно в процессе этой деятельности рука ребёнка становится более ловкой, подвижной, движения точными, плавными координированными.

Е.М. Мастюкова, Л.В. Мелехова указывают на тот факт, что дети с речевыми нарушениями испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений [2].

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Во многих исследованиях Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, Л.В. Компанцевой, Р.М. Чумичевой и др. отмечена эффективность применения изобразительной деятельности для развития детской психики, мышления, навыков и умений. Как отмечают многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи - А.В. Бакушинский, Г.В. Лабунская, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Г.С. Костюк, Т.С. Комарова, В.С. Мухина и др. - изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания.

Изобразительная деятельность является средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи формируется эстетический художественный вкус; происходит умственное развитие детей, развитие их памяти, мышления, воображения; также происходит обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие их моторной деятельности, что представляет особый интерес для исследования. В процессе изобразительной деятельности, дети овладевают орудийными действиями. Вместе с тем дети усваивают и приемы ручной работы, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук, пальцев, делает их более чувствительными, подвижными, ловкими. В процессе изображения как бы непроизвольно развивается зрительно-двигательная координация движений рук и глаз. Результатом этого является совершенствование не только самой изобразительной деятельности, но и ручной умелости, что положительно отражается на развитии речи детей с общим недоразвитием речи [3].

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи. Это происходит и в начале занятий, когда дошкольники активно участвуют в рассматривании и анализе предметов, рассказывают о своем замысле и последовательности его выполнения, и затем, когда они рассматривают свои рисунки, лепку и аппликации, рассказывают о том, что они изобразили; какие рисунки, лепные изображения их товарищей им понравились и почему. Связная речь старших дошкольников развивается и при знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства, когда они описывают, что видят на картине, в иллюстрации, как они это понимают. Развитие речи детей с ОНР имеет центральное значение, учитывая наличие дефекта, и, безусловно, положительно сказывается, в свою очередь, на развитии мелкой моторики рук, что очень важно и для последующего обучения детей в школе. Окружающий мир воспроизводится ребёнком в наглядной чувственно воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств [3].

На базе БМДОУ №5 г.Батайска было проведено экспериментальное исследование по проблеме: «Коррекционная работа по преодолению нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе изобразительной деятельности»

Цель нашего исследования - разработать и внедрить в практику ДОУ систему коррекционной работы, направленную на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями средствами изобразительной деятельности.

При разработке системы коррекционной работы по преодолению нарушений мелкой моторики, мы опирались на рекомендации Ю.В. Рузановой.

Разработанная нами система коррекционной работы по преодолению нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе изобразительной деятельности включала в себя специально организованные занятия по рисованию, аппликации и лепке. В их структуру входили элементы логоритмики, самомассажа пальцев рук и ладоней, физминутки, при этом каждое действие проговаривалось по ходу выполнения задания. Работа строилась на основе синхронизации перспективно-тематического планирования логопедических занятий и занятий по изобразительной деятельности.

Система экспериментальной работы строилась по временным циклам: осенний цикл занятий, зимний цикл занятий и весенний цикл занятий.

Занятия для дошкольников были разработаны таким образом, что каждое из них включало одно или несколько из следующих направлений:

- объем движений, координированность движений, удержание заданной позы,

- переключаемость движений, темп выполнения, самостоятельность выполнения, состояние тонуса мышц кисти при выполнении, сопутствующие движения, синхронность движений.

Занятия по рисованию были направлены на развитие координации, точности движений при прорисовывании мелких деталей, узоров; расширение объема движений, чему способствует работа с красками и кистью; развитию переключаемости движений за счет использования разнообразных техник рисования, включающие различные движения пальцев и кисти рук.

Занятия лепкой (из пластилина, теста, бумажной массы) способствовали развитию координации, переключаемости движений, выработке оптимального, равномерного темпа выполнения заданий, снятию напряжения тонуса мышц кисти руки, что позволяло достичь точного выполнения задания, уменьшая появления сопутствующих движений, выработке умения принимать заданную позу и удерживать ее необходимое количество времени.

Занятия аппликацией очень нравились детям, т.к. им предлагались различные материалы для работы, что вызывало интерес, способствовало расширению объема движений, развитию координированность, ловкости, точности, переключаемости, синхронности движений [1].

Коррекционная работа строилась на принципе индивидуального подхода так, что все задания дифференцировались по сложности с учетом уровня развития мелкой моторики каждого ребенка.

Таким образом, результаты экспериментальной деятельности подтвердили выдвинутую нами гипотезу и доказали эффективность разработанной нами системы коррекционной работы по преодолению нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 

Список литературы:

1.        Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по ИЗО-деятельности дошкольников. - М., 2001.

2.        Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. М., 2006.

3.        Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.,2009год.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»