Коррекция речевого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности




Тараско София Сергеевна

старший преподаватель
Донецкий педагогический институт г. Донецк


В статье рассматривается проблема коррекции речевого развития дошкольников в игровой деятельности. Автор раскрывает значение игровой деятельности в овладении культурой речи и литературными нормам родного языка.

Ключевые слова: коррекция, коррекционно-речевая деятельность, игровая деятельность, лингводидактика.




Библиографическое описание: Тараско С.С. КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 49-50


Актуальность данной проблемы определяется современными концепциями реформирования образования относительно всестороннего развития личности, реализация которых должна обеспечить свободное владение родным языком. Одна из задач речевого развития выпускника дошкольного учебного заведения является овладение литературными нормами родного языка уже на дошкольном этапе обучения. Важное значение в этом контексте приобретает своевременная и систематическая коррекция речевых отклонений в процессе ведущей деятельности. В дошкольном возрасте таковой является игровая деятельность, в которой успешно интегрируются игры оценочно-контрольных и корректирующих действий. Проблема коррекции речи в дефектологической науке рассматривалась многими учёными ( Т. Ахутина, Л. Бартенева, Л. Выготский, А. Винарська, Т. Власова, И. Власенко, Л. Волкова, А. Жильцова, Р. Левина, И. Марченко, Е. Пенькова, Е. Соботович, В. Тарасун, М. Шевченко, М. Шеремет). Данными исследователями были разработаны пути, эффективные методики коррекции речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, которые посещают специальные учебные заведения. Коррекция речи детей, которые посещают общеобразовательные дошкольные учебные заведения не являлась предметом научного исследования, что послужило толчком для раскрытия данной проблемы. Итак, противоречие, возникшее между требованиями по речевой подготовки детей к школе и отсутствием специальных исследований по методике коррекции речи детей старшего дошкольного возраста, обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия коррекции речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.

Коррекционно-педагогическая деятельность рассматривается учеными как сложное психофизическое, социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс, выступает как единственная педагогическая система, включающая объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно- результативный компоненты. Коррекционно-речевая деятельность выступает одним из направлений современной лингводидактики. Под коррекционной лингводидактикой мы понимаем систему средств, методов и приемов обнаружения, предотвращения и исправления незначительных речевых нарушений и ошибок (возрастных или приобретенных) в речи детей. Педагогическая коррекция рассматривается как целенаправленное педагогическое воздействие на речь детей с целью устранения, исправления имеющихся речевых ошибок, предотвращения аналогичных ошибок в речи других детей, формировании культуры речевого общения. Коррекционно-речевая деятельность определяется как организованный целенаправленный процесс исправления речевых ошибок, недостатков, неуместности, огрехов в различных видах деятельности детей (учебной, речевой, познавательной, игровой, художественно-речевой и т.д..) с целью формирования культуры речи и общения. Любая коррекционно-развивающая деятельность ориентируется на определенную норму психического развития личности. Конечной целью обучения языку и развития речи является формирование культуры речи говорящего. Одним из признаков культуры речи является его правильность, т.е. соответствие принятым в литературном языке законам, правилам и нормам. Любое нарушение языковой нормы считается языковой ошибкой. В лингвистике и лингводидактике существует различная классификация языковых и речевых ошибок: лексические, фонетические, грамматические, словообразовательные, композиционные, синтаксические и т.п..

Игра является одним из важнейших средств развития речи детей: в играх дети используют все формы устной речи: разговорная речь, монолог, объяснение, описание, рассуждение, повествование. Следовательно, игра стимулирует коррекционно-речевые действия. В результате анализа состояния использования игровой деятельности с целью коррекции речи детей в современной педагогической практике и программах мы выяснили, что среди детей старшего дошкольного возраста в общеобразовательных дошкольном учреждении находится еще значительная часть детей с грамматическими ошибками, нечеткой произношением и ошибками в связном речи. В то же время воспитатели не используют игровую деятельность для коррекции речи, не знакомы с играми, направленными на исправление ошибок, к тому же и действующие программы не ориентируют воспитателей на использование игровой деятельности с целью корректировки речи и исправления речевых ошибок. В результате внедрения поэтапной методики коррекции речи детей в процессе игровой деятельности, которая предусматривала имитационно-практический, репродуктивно-корректирующий и оценочно-контрольный этапы и специально подобранных к каждому этапу экспериментального обучения задач и упражнений повысился уровень речевого развития старших дошкольников по указанным критериям и показателям.

Итак, полученные результаты подтвердили эффективность методики коррекции речи детей в игровой деятельности. Перспективу дальнейшего исследования видим в изучении путей коррекции речи детей дошкольного возраста в многоязычной среде, развития и коррекции связной речи детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Богуш, А.М. Речевое развитие детей от рождения до 7 лет./ А.М.Богуш. - М.: Издательский дом "Слово", 2004. - 376 с.

2. Дошкольная лингводидактика. - Хрестоматия / Составитель Богуш А.М. - Ч.1, М.: Высшая школа. - 211 с.

3. Крутой К.Л. Формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста. - М.: Липс, 2004. - 389 с.

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для восп. дет. сада: Из опыта работы / Под. ред. В.В. Гербовое. - М.: Просвещение, 1988. – 64с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»