+7 989 669 15 15



Коррупционные проблемы исполнения бюджета муниципальных образований




Заволодько Алексей Сергеевич *
Шевченко Елена Владимировна**

магистрант *
доцент, к. э. н**
ИСОиП (филиал) ДГТУ, кафедра «Менеджмент» Россия, г. Шахты




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Заволодько А.С., Шевченко Е.В. КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ [Текст] // Право и проблемы функционирования современного государства: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции (г. Махачкала, 18 января, 2015 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 — C.47-49


В течение последних лет правительство РФ ведет работу по борьбе с коррупцией, приняты многочисленные законодательные акты, сформированы рабочие группы и комиссии, в муниципалитетах созданы целые департаменты по антикоррупционной деятельности, но коррупция как была, так и остается одной из проблем нашей страны.

Рассмотрим варианты решения этой проблемы на уровне муниципального образования.

Российская муниципальная система характеризуется следующими чертами:

  • передача директив от федерального центра на региональный уровень и далее на муниципальный, существованием целой серии агентов
  • представительные органы создаются лишь в административно-территориальных единицах регионального уровня
  • на муниципальном уровне населением избираются некоторые должностные лица (хотя сейчас практикуется назначение должностных лиц, например сити-менеджер)
  • формирование бюджета идет ступенчато, сначала муниципальный, потом региональный и в конце федеральный бюджет
  • нет четкого понятия выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований

 

Формирование доходной части бюджета муниципального образования происходит из нескольких источников:

  1. Налоговые доходы
  2. Неналоговые доходы
  3. Средства самообложения граждан
  4. Все виды финансовой помощи
  5. Штрафы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления

Формирование же расходной части бюджета осуществляется исходя из потребностей и особенностей муниципального образования, например:

  1. Общегосударственные вопросы
  2. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  3. Национальная экономика
  4. Жилищно-коммунальное хозяйство
  5. Охрана окружающей среды
  6. Образование
  7. Культура, кинематография
  8. Здравоохранение
  9. Социальная политика
  10. Физическая культура и спорт
  11. Средства массовой информации

Исходя из особенностей российской муниципальной системы нужно рассматривать формирование бюджета муниципальных образований как один из основополагающих столпов российской экономики и, следовательно, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо рассматривать вкупе с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, а так же в соответствии с Методическими рекомендациями по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов от 15 декабря 2006 г. № 06-04-08/01-161

Кроме того, имеются только российские особенности формирования бюджета, и на наш взгляд необходимо внести некоторые изменения в Федеральное законодательство, касательно формирования органов местного самоуправления, точнее касательно контроля целесообразности расходов местных органов самоуправления.

Имеется в виду реформирование департаментов и комиссий по противодействию коррупции с целью видоизменения контрольных функций и придания исполнительных функций. Следует понимать, что понятие «коррупция» в данном случае расширяется и понимает под собой не только получение неправомерного преимущества за осуществление незаконной деятельности, но и за осуществление законной деятельности.

Для этого достаточно вывести комиссии из подчинения администрации муниципального образования и передать их в ведомство Счетной палаты РФ, причем назначение персоналий, в комиссию по противодействию коррупции, проводить на основании аттестации и прохождении проверки со стороны УФСБ РФ. Фактически предлагается возродить систему сертификации специалистов Федеральной службы фондовых рынков РФ, только на базе Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Определить объем средств сэкономленный при введении данных новшеств практически невозможно, но можно рассчитать объем расходования бюджетных средств неподверженных коррупционным факторам.

 

Σ = ДР*(Trind/100)

 

Где ДР – размер расходов бюджета, а Trind– индекс восприятия коррупции, по версии Центра антикоррупционных исследований и инициатив, агрегирует данные, полученные из разных источников, предоставляющих сведения о восприятии уровня коррупции в государственном секторе различных стран со стороны деловых кругов и экспертов по соответствующим странам (рассчитывается каждый год, на 2014 год составляет 27 баллов), при этом проводится стандартизация данных, полученных из отдельных источников, т.е. приведение их к шкале от 0 до 100, где 0 соответствует самому высокому уровню восприятия коррупции, а 100 – самому низкому уровню восприятия коррупции

 

 

 

 

Таблица 1

Таблица расчета коррупциогенной составляющей

бюджета г. Шахты за 2014г.

 

Доходы, руб

Расходы, руб

Σ

Объем расходов бюджета подверженных коррупции

Январь

163 800 000,00

258 141 500,00

69 698 205,00

188 443 295,00

Февраль

365 000 000,00

350 012 700,00

94 503 429,00

255 509 271,00

Март

384 100 000,00

371 275 800,00

100 244 466,00

271 031 334,00

Апрель

638 400 000,00

498 463 300,00

134 585 091,00

363 878 209,00

Май

355 400 000,00

370 271 600,00

99 973 332,00

270 298 268,00

Июнь

297 800 000,00

346 561 200,00

93 571 524,00

252 989 676,00

Июль

434 400 000,00

366 556 100,00

98 970 147,00

267 585 953,00

Август

307 300 000,00

311 271 900,00

84 043 413,00

227 228 487,00

Сентябрь

483 600 000,00

570 484 600,00

154 030 842,00

416 453 758,00

Октябрь

504 700 000,00

281 649 900,00

76 045 473,00

205 604 427,00

Ноябрь

334 600 000,00

372 806 900,00

100 657 863,00

272 149 037,00

Декабрь[1]

221 824 700,00

413 429 200,00

111 625 884,00

301 803 316,00

ИТОГО[2]

4 490 924 700,00

4 510 924 700,00

1 217 949 669,00

3 292 975 031,00

*(составлена на основании данных http://www.shakhtyfinportal.ru/index.php/byudzhet-dlya-grazhdan)

 

Исходя из проведенных расчетов, видно, что объем расходования бюджетных средств подверженных коррупционным факторам очень высок, а с учетом того, что, по данным МВД их платит каждый четвертый респондент, можно предположить, что как минимум 25 % объема расходов бюджета подверженных коррупции точно имеют коррупциогенную составляющую, а это 823 миллиона рублей за расчётный год.

В качестве итога, можно резюмировать, что до совершенства антикоррупционной системы, особенно бюджетной, как одной из основных составляющих российской государственной системы, еще очень далеко.

 

Список литературы:

  1.    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  2.    Конституции государств (стран) мира [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://worldconstitutions.ru/?cat=27 , свободный . – Загл . с экрана .
  3.    Письмо Минфина РФ от 15 декабря 2006 г. N 06-04-08/01-161 "Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов"
  4.    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  5.    Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  6.    Центр антикоррупционных исследований и инициатив [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.transparency.org/ , свободный . – Загл . с экрана .

 

 



 

 
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.