Анализ психологических особенностей делового общения руководителя важен как в теоретическом, так и в прикладном отношениях. Сложность его связана с выбором тех критериев, по которым можно было бы судить об этой продуктивности. Изучение данного вопроса и выделение факторов, влияющих на эффективность решаемых задач, позволяют выработать научно обоснованные рекомендации. Вопрос о выборе критериев тесно связан с анализом исследуемой деятельности.
Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Он выражает сущностные изменения в развитии объекта. Показатель выступает по отношению к критерию как частное к общему. Особое внимание необходимо уделять тем факторам, которые мало зависят от способности имитировать их согласно сознательному влиянию [1, c.16]. Только комплексный анализ поведения субъекта позволяет определить истинность или ложность его сообщения. Показателями неискренности будет изменение поведения собеседника в процессе делового общения [2, c.245].
С учетом специфики решения коммуникативных задач в условиях делового общения, основные требования к показателям определения делового общения будут следующие: показатели должны являться качественной характеристикой оцениваемого состояния и быть достаточными для корректного фиксирования изменения внутреннего состояния собеседника. Из всего вышеизложенного следует, что при решении коммуникативных задач в условиях делового общения необходимо учитывать как индивидуальные особенности партнера по общению, так и специфику его поведения.
Л. Сассман для анализа общения ввел шкалу относительной открытости коммуникации [3, с.81]. Он так описывает свою модель: «На крайнем левом полюсе шкалы каждое сообщение взвешивается, анализируется и тщательно исследуется. В такой закрытой коммуникации отправители и получатели сообщений сознательно и намеренно скрывают свои истинные проблемы и истинные «послания». Различные ситуационные факторы и межличностные отношения участников могут повлиять на оттенки значений, обуславливать преувеличения или отклонения в использовании слов и невербальных сигналов как символов смысла».
Отсюда следует, что для того, чтобы понимать не только открытые, но и закрытые сообщения, необходимо умение воспринимать те сигналы, которые непроизвольно проскальзывают в поведении партнера (экспрессивные сигналы) и которые он хотел бы скрыть. При этом очень важно воспринимать и понимать не только отдельные сигналы, но и весь их ансамбль.
Из всего вышеизложенного следует, что при изучении психологических особенностей делового общения руководителя необходимо учитывать как индивидуальные особенности партнера по общению, так и специфику его поведения.
Список литературы:
1. Зазыкин В.Г. Психологическая компетентность государственных служащих: психолого-акмеологические характеристики. – М.: РАГС, 2003. – 33 с.
2. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2001. – 312 с.
3. Sussman L. Managers: On the defensive. Business Horizons, January – Februry 1991.p.81-87.