Критерии и показатели психологических особенностей делового общения руководителя




Оразбеков Ануарбек Айтмолдаулы

магистрант
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, г. Москва


Аннотация: В данной статье дается описание критериев и показателей психологи-ческих особенностей делового общения руководителя.

Ключевые слова: критерий, показатель деловое общение, особенности делового общения.




Библиографическое описание: Оразбеков А.А. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.183-184


Анализ психологических особенностей делового общения руководителя важен как в теоретическом, так и в прикладном отношениях. Сложность его связана с выбором тех критериев, по которым можно было бы судить об этой продуктивности. Изучение данного вопроса и выделение факторов, влияющих на эффективность решаемых задач, позволяют выработать научно обоснованные рекомендации. Вопрос о выборе критериев тесно связан с анализом исследуемой деятельности.

Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Он выражает сущностные изменения в развитии объекта. Показатель выступает по отношению к критерию как частное к общему. Особое внимание необходимо уделять тем факторам, которые мало зависят от способности имитировать их согласно сознательному влиянию [1, c.16]. Только комплексный анализ поведения субъекта позволяет определить истинность или ложность его сообщения. Показателями неискренности будет изменение поведения собеседника в процессе делового общения [2, c.245].

С учетом специфики решения коммуникативных задач в условиях делового общения, основные требования к показателям определения делового общения будут следующие: показатели должны являться качественной характеристикой оцениваемого состояния и быть достаточными для корректного фиксирования изменения внутреннего состояния собеседника. Из всего вышеизложенного следует, что при решении коммуникативных задач в условиях делового общения необходимо учитывать как индивидуальные особенности партнера по общению, так и специфику его поведения.

Л. Сассман для анализа общения ввел шкалу относительной открытости коммуникации [3, с.81]. Он так описывает свою модель: «На крайнем левом полюсе шкалы каждое сообщение взвешивается, анализируется и тщательно исследуется. В такой закрытой коммуникации отправители и получатели сообщений сознательно и намеренно скрывают свои истинные проблемы и истинные «послания». Различные ситуационные факторы и межличностные отношения участников могут повлиять на оттенки значений, обуславливать преувеличения или отклонения в использовании слов и невербальных сигналов как символов смысла».

Отсюда следует, что для того, чтобы понимать не только открытые, но и закрытые сообщения, необходимо умение воспринимать те сигналы, которые непроизвольно проскальзывают в поведении партнера (экспрессивные сигналы) и которые он хотел бы скрыть. При этом очень важно воспринимать и понимать не только отдельные сигналы, но и весь их ансамбль.

Из всего вышеизложенного следует, что при изучении психологических особенностей делового общения руководителя необходимо учитывать как индивидуальные особенности партнера по общению, так и специфику его поведения.

 

Список литературы:

1.  Зазыкин В.Г. Психологическая компетентность государственных служащих: психолого-акмеологические характеристики. – М.: РАГС, 2003. – 33 с.

2.  Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2001. – 312 с.

3.  Sussman L. Managers: On the defensive. Business Horizons, January – Februry 1991.p.81-87.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»