Само содержание акмеологических критериев и показателей определяется спецификой акмеологии как науки, ее задачами, особенностями предмета и объекта.
Как отмечают А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин, содержание акмеологических критериев и показателей связано с профессионализмом и продуктивностью деятельности специалиста.
При этом акмеологические критерии в первую очередь характеризуют степень владения средствами решения профессиональных задач, продуктивностью деятельности.
Акмеологические показатели - это характеристики субъекта профессиональной деятельности.
Е.Н. Богданов и В. Г. Зазыкин уточняют, что акмеологический критерий - это мера профессионализма субъекта деятельности, мера продуктивности его деятельности, мера развития личностно-профессиональных качеств и свойств; акмеологические показатели - это характеристики степени продуктивности деятельности, степени развитости личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала [1, с.58].
Карьера - это профессиональное продвижение, профессионального роста, как эталонов восхождения человека к профессионализму, как процесс профессионализации – от выбора профессии к овладению ею, затем упрочение профессиональных позиций, достижение мастерства. В таком понимании карьера близка к акмеограмме специалиста, то есть к траектории движения человека к вершинам «акме» профессионализма.
В более узком смысле карьера понимается как должностное продвижение. Такой тип карьеры предполагает достижение социально-признанных стандартов, социального престижа, результатом которого является определенный социальный статус, должность.
В профессиональной деятельности человека эти два вида карьеры могут быть представлены в разной мере: подлинный профессионал может не сделать служебно-должностную карьеру, а человек, достигший высокого должностного уровня может не быть профессионалом
Результаты нашего исследования позволяют выделить следующие критерии и показатели планирования профессиональной карьеры госслужащих:
- на общественном уровне: социальная успешность (неуспешность), востребованность (невостребованность), положительный (отрицательный) имидж;
- на уровне личности: профессионализм личности, ее конкуренто-способность; статус в группе, организации; возможность самореализации и развития;
- на уровне результатов карьерной деятельности: профессионализм, владение конкретными технологиями и техниками; умение видеть не столько и не только проблемы, а «проблемное поле» (взаимосвязи, причинно-следственные связи и взаимозависимости) и пути их решения.
Список литературы:
1. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию: 2-е изд., перер. доп. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. - С.71.