КРИТЕРИИ ОТБОРА КУРСАНТОВ В СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ




Кузнецов Сергей Владимирович,

преподаватель кафедры физической подготовки Уральского юридического института МВД России, г. Екатеринбург.

В статье рассмотрены критерии отбора в спортивные секции для совершения физической подготовки и профессиональной направленности курсантов, а также обеспечить возможность выбора вида спорта, которым курсанты могут заниматься на профессиональном уровне и максимально реализовывать свои способности.

Ключевые слова: Ключевые слова: критерии отбора,спортивные секции,профессиональная направленность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В ВУЗах МВД России одним из приоритетных направлений деятельности является развитие физической культуры и спорта. В учебных заведениях МВД функционируют множество спортивных секций. Для того, что бы обеспечить высокий уровень занятий по физической подготовке курсантов высших учебных заведений, а также обеспечить возможность выбора вида спорта, которым курсанты могут заниматься на профессиональном уровне, необходимо индивидуально определять направление в спорте, в котором человек может максимально реализовывать свои способности. Преподавателю необходимо установить профессиональную направленность физической подготовки студента.

Профессиональная направленность физической подготовки личности курсанта – это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления интереса к определенному виду спорта. К ним относятся:

1) наличие потребности в занятиях спортом и способы ее удовлетворения;

2) интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности ВУЗа (затрачиваемое время, регулярность);

3) сложность и творческий уровень этой деятельности;

4) выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в отдельных направлениях физической подготовки (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

5) степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

6) проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической подготовке;

7) уровень «спортивного совершенства» и отношение к нему;

8) владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для совершенствования своего уровня в спорте;

9) системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по определенному виду для творческого использования в практике спортивной деятельности;

10) широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности [1].

Таким образом, о сформированности выбора спортивной секции можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к спорту, его ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

Определенные особенности выбора направления занятий по физической подготовке складываются также исходя из специфики самих учебных заведений. Так, например, в ВУЗах МВД России, упор в занятиях по физической подготовке делается на обучение студентов применению боевых приемов борьбы, а в институтах ГПС МЧС России – на быстроту, силу и выносливость. Учитывая специфические особенности учебного заведения и личностную направленность студента, можно определить наиболее точное направление в спорте, которое обеспечит наиболее высокий уровень профессионализма.

Также одним из важных факторов при выборе того или иного вида спорта являются природные данные человека. Лучше всего предрасположенность к определенному виду спорта видна в интервале от 5 до 7 лет. Самое главное – максимально использовать детские природные данные. Преподавателю (тренеру) необходимо выяснить, какие интересы были у студента в детстве. Это необходимо для наиболее верного выбора вида спортивной секции.

Часто для полных детей родители стремятся выбрать подвижный вид спорта, обосновывая это тем, что он там похудеет. Это крайне не верно. Для тех видов спорта, где важны подвижность и координированность, люди с излишним весом не подходят, для них это сложно и тренировка будет мучительна и унизительна. Все это лишь вызовет отвращение к спорту. Для полных людей очень хорошо подойдет плавание, дзюдо и особенно хоккей, так как это тот спорт, в котором вес даже приветствуется.

Существенно влияет на выбор спортивной секции рост. Не секрет, что высокие люди особо ценятся в таких играх, как баскетбол и волейбол. В этих играх рост является очень важным фактором, поэтому тренеры готовы простить некоторую медлительность и отсутствие отличной координации движений потенциальным воспитанникам. Бывают и случаи, когда высокий рост, наоборот, становится помехой для достижения каких-либо результатов, например в спортивной гимнастике.

При выборе спортивной секции крайне важно учесть темперамент курсанта. Достаточно часто люди стремятся заниматься спортом для того, чтобы направить в организованное русло неудержимую энергию. Желание вполне оправданное, однако не стоит забывать о том, что более импульсивные и эмоциональные люди тяжелее адаптируются к индивидуальным видам спорта – таким, где требуются терпеливость и старательность в многократных повторениях монотонных упражнений. К ним относятся теннис, гимнастика и фигурное катание. В целом перспективы в таких случаях весьма туманны. Другое дело – командные игры. Здесь излишняя активность и энергия пойдут на пользу [2]. 

Еще одним не менее важным критерием при выборе спортивной секции является состояние здоровья курсанта.

Для улучшения осанки и опорно-двигательного аппарата подходит плавание, волейбол, художественная гимнастика или фигурное катание.

Для людей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих простудными заболеваниями рекомендуется фигурное катание, хоккей, плавание.

Для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной системы следует выбирать футбол, баскетбол, хоккей, волейбол. Кроме того эти командные виды спорта помогают развить выносливость, вырабатывают волевые качества, умение договариваться и быть в команде, формировать стратегию и тактику. Таким образом, студент будет себя комфортно чувствовать в коллективе.

Если слабый вестибулярный аппарат, то подойдут такие виды спорта как: фигурное катание, художественная гимнастика и многие виды единоборств.

Такой вид спорта как теннис положительно влияет на весь организм. Помимо того, что он улучшает работу органов дыхания, он развивает глазомер, выдержку, внимание, а также развивает мелкую моторику рук.

Общеукрепляющие и универсальные виды спорта отлично развивают дыхательную систему и укрепляют сердце. К ним относятся плавание, прыжки в воду, легкая атлетика, фехтование, велоспорт, конькобежный спорт, лыжный спорт [3].

В качестве вывода можно отметить, что при выборе курсантом спортивной секции невозможно учесть все указанные моменты. Возможно только максимально приблизить выбор к наиболее важным аспектам и соответственно, определить наиболее оптимальный вариант.

В ВУЗах МВД России курсанты и слушатели зачастую занимаются сразу в нескольких спортивных секциях. Преподавательский состав кафедр физической подготовки помогает курсантам наиболее правильно оценить свои возможности в том или ином виде спорта.

 

Список литературы:

1. http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/9-2-professionalnaia-napravlennost-fizicheskogo-vospitaniia

2. http://www.realschool.ru/news/141/

3. http://zdr.ru/articles/vybiraem-sportivnuju-sektsiju

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»