Критерии отбора заданий для инклюзивной карты Интеллектуального развития студента




Серебрякова Юлия Вадимовна

доцент кафедры «Философия» Ижевского Государственного Технического Университета имени М.Т. Калашникова,Россия, г. Ижевск

В статье приводится перечень эффективных критериев отбора заданий для Карты интеллектуального развития слабослышащего студента на материале предмета «Русский язык и культура речи» (первый год обучения в университете). Показана связь интеллектуальной культуры, речи, письма и общения (словесного мышления) в инклюзивном обучении

Ключевые слова: инклюзивное образование, словесное мышление, интеллектуальная культура, инклюзивная Карта интеллектуального развития студента.




Библиографическое описание: Серебрякова Ю.В. КРИТЕРИИ ОТБОРА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КАРТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 38-40


Отмечая влияние развития речи на развитие мышления, интеллектуальной культуры школьника, многие педагоги-практики подчеркивают, что для слабослышащих детей это особенно характерно [1; 2]. К сожалению, для слабослышащих студентов недостаточно развитая речь или ее отсутствие является более серьезным препятствием в обучении, так как, с одной стороны, усвоение содержания обучения тесно связано со словесным осмыслением речи, а с другой – учебная нагрузка в университете намного сложнее, чем в школе. На занятиях по русскому языку, философии, культурологии и другим гуманитарным дисциплинам преподавателям, кроме первоначального восполнения системы школьных знаний (и теоретических, и практических) [5, с. 23], необходимо уделять большое внимание развитию обобщенного словесного осознания явлений действительности [2, с.6]. Мы согласны с российским педагогом Л.П. Назаровой, что систематические, целенаправленные упражнения по развитию слухового восприятия способствуют улучшению сниженного слухового восприятия, развитию речи, произношения [3], общего интеллектуального развития студента. Только специальная система занятий по речевой практике поможет ускорить адаптацию студентов к обучению в ВУЗе, развить словесное мышление, повысить общую интеллектуальную культуру.

Овладение культурой мышления – требование одной из первых общекультурных компетенций, прописанных в ФГОС для бакалавров. Путь к культуре мышления непрост и означает овладение интеллектуальными навыками на материале точных, естественных, технических наук. Особое место занимают гуманитарные дисциплины, неслучайно изучаемые на младших курсах. Отметим, что каждая гуманитарная дисциплина в своем тезаурусе имеет несколько уровней: понятия повседневной жизни, образные понятия, абстрактные понятия и обобщенные категории. Задача первого года обучения слабослышащих – активное пополнение словарного запаса с учетом системных связей, «переходов» от понятий повседневности к более абстрактным понятиям и категориям [4].

Для мониторинга интеллектуальной культуры и словесного (абстрактного) мышления студентов мы разрабатываем инклюзивную Карту интеллектуального развития, структуру которой и критерии отбора заданий к которой мы хотим предложить для обсуждения научной общественности.

Инклюзивная Карта интеллектуального развития (далее ИКИР) на материале изучения русского языка для студентов первого года обучения имеет четыре контрольных точки: входную (сентябрь), первую (декабрь), вторую (февраль) и итоговую (май). ИКИР представляет собой устные и письменные задания, которые можно проводить на материале гуманитарных дисциплин [5]. Мы же начали использовать ИКИР на занятиях по русскому языку и культуре речи.

Критерии отбора заданий для входной точки контроля словесной культуры (что необходимо проверить, количественные и качественные показатели):

1. Скорость восприятия устной речи;

2. Скорость чтения художественного произведения (отрывок стихотворения или прозы);

3. Понимание слов, использующихся в повседневной жизни;

4. Понимание образной речи;

5. Понимание абстрактной лексики;

6. Осведомленность в фактах культуры;

7. Знание крылатых слов, распространенных фразеологизмов;

8. Умение анализировать тексты различных стилей, проверка логического мышления;

9. Орфографические и пунктуационные навыки;

10. Понимание причин и следствий значимых событий русской истории;

11. Умение моделировать и прогнозировать ситуацию (в первую очередь, речевую);

12. Умение работать в команде, лидерские качества, прогнозирование поведения в конфликтной ситуации.

На основе указанных выше критериев нами созданы первые варианты заданий библиотеки для мониторинга исходного состояния интеллектуальной (в первую очередь словесной) культуры слабослышащих студентов.

Критерии первой, второй и итоговой контрольных точек мониторинга:

1. Скорость восприятия устной речи;

2. Скорость чтения художественного произведения (отрывок стихотворения или прозы, объем текста каждый раз увеличивается, текст усложняется);

3. Понимание образной речи;

4. Понимание абстрактной лексики;

5. Осведомленность в фактах культуры;

6. Умение создавать и проговаривать смысловые алгоритмы первого – третьего уровней на филологическом, философском, культурологическом, историческом материале [6; 7; 9];

7. Умение создавать подвижные терминологические карты на понятийном материале гуманитарных наук [8];

8. Умение начинать, развивать и завершать диалог, научную дискуссию;

9. Критические навыки, умение опознать и исправить как грамматические, так и логические ошибки в тексте;

10. Орфографические и пунктуационные навыки;

11. Понимание причин и следствий значимых событий русской истории;

12. Умение моделировать и прогнозировать ситуацию (в первую очередь, речевую).

Задания первой, второй и итоговой контрольных точек мониторинга повторяют и дополняют задания входной точки для отслеживания динамики количественных и качественных показателей повышения интеллектуальной культуры слабослышащих студентов.

 

Список литературы:

1. Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся / Зикеев А.Г. - М.: Педагогика, 1976. – 186с.

2. Коровин, К.Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих / Коровин К.Г. - М.: Педагогика, 1982. – 218с.

3. Назарова, Л.П. Системная характеристика роли слуха как основы моделирования специальной дидактической системы / Назарова Л.П. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. – Вып. №12. Т.5. – С. 4 – 9.

4. Серебрякова, Ю.В. К вопросу о создании междисциплинарной системы обучения слабослышащих студентов (на материале гуманитарных дисциплин) / Серебрякова Ю.В. // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №3 (5). - С. 120 – 121.

5. Серебрякова, Ю.В. Проблемы инклюзивного образования в ВУЗе: методический аспект (на примере обучения русскому языку и философии) / Серебрякова Ю.В. // Стратегии и тенденции современного образования. - 2016. – №3. – С. 23 – 27.

6. Серебрякова, Ю.В. Музыка живой природы в стихотворениях Б. Пастернака (методические указания по созданию смысловых алгоритмов на занятии по русскому языку со слабослышащими студентами) / Серебрякова Ю.В. // Научные исследования: от теории к практике. - 2016г. - №1 (7). – С. 84 - 85.

7. Серебрякова, Ю.В. Творчество в словесном пространстве: практический аспект (смысловые алгоритмы как метод инклюзивного обучения в ВУЗе) / Серебрякова Ю.В. // Образование и наука в современных условиях. – 2015. - №1 (6). – С. 176 – 178.

8. Серебрякова, Ю.В. Подвижная терминологическая карта на занятиях по философии и русскому языку со слабослышащими студентами / Серебрякова Ю.В. // Теория и практика современной науки. – 2016.- №2(8). – С. 595.

9. Серебрякова, Ю.В. Создание смысловых алгоритмов второго уровня на семинарах по философии / Серебрякова Ю.В. // Теория и практика современной науки. - 2016. - №3 (9). – С. 706 – 709.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»