Отмечая влияние развития речи на развитие мышления, интеллектуальной культуры школьника, многие педагоги-практики подчеркивают, что для слабослышащих детей это особенно характерно [1; 2]. К сожалению, для слабослышащих студентов недостаточно развитая речь или ее отсутствие является более серьезным препятствием в обучении, так как, с одной стороны, усвоение содержания обучения тесно связано со словесным осмыслением речи, а с другой – учебная нагрузка в университете намного сложнее, чем в школе. На занятиях по русскому языку, философии, культурологии и другим гуманитарным дисциплинам преподавателям, кроме первоначального восполнения системы школьных знаний (и теоретических, и практических) [5, с. 23], необходимо уделять большое внимание развитию обобщенного словесного осознания явлений действительности [2, с.6]. Мы согласны с российским педагогом Л.П. Назаровой, что систематические, целенаправленные упражнения по развитию слухового восприятия способствуют улучшению сниженного слухового восприятия, развитию речи, произношения [3], общего интеллектуального развития студента. Только специальная система занятий по речевой практике поможет ускорить адаптацию студентов к обучению в ВУЗе, развить словесное мышление, повысить общую интеллектуальную культуру.
Овладение культурой мышления – требование одной из первых общекультурных компетенций, прописанных в ФГОС для бакалавров. Путь к культуре мышления непрост и означает овладение интеллектуальными навыками на материале точных, естественных, технических наук. Особое место занимают гуманитарные дисциплины, неслучайно изучаемые на младших курсах. Отметим, что каждая гуманитарная дисциплина в своем тезаурусе имеет несколько уровней: понятия повседневной жизни, образные понятия, абстрактные понятия и обобщенные категории. Задача первого года обучения слабослышащих – активное пополнение словарного запаса с учетом системных связей, «переходов» от понятий повседневности к более абстрактным понятиям и категориям [4].
Для мониторинга интеллектуальной культуры и словесного (абстрактного) мышления студентов мы разрабатываем инклюзивную Карту интеллектуального развития, структуру которой и критерии отбора заданий к которой мы хотим предложить для обсуждения научной общественности.
Инклюзивная Карта интеллектуального развития (далее ИКИР) на материале изучения русского языка для студентов первого года обучения имеет четыре контрольных точки: входную (сентябрь), первую (декабрь), вторую (февраль) и итоговую (май). ИКИР представляет собой устные и письменные задания, которые можно проводить на материале гуманитарных дисциплин [5]. Мы же начали использовать ИКИР на занятиях по русскому языку и культуре речи.
Критерии отбора заданий для входной точки контроля словесной культуры (что необходимо проверить, количественные и качественные показатели):
1. Скорость восприятия устной речи;
2. Скорость чтения художественного произведения (отрывок стихотворения или прозы);
3. Понимание слов, использующихся в повседневной жизни;
4. Понимание образной речи;
5. Понимание абстрактной лексики;
6. Осведомленность в фактах культуры;
7. Знание крылатых слов, распространенных фразеологизмов;
8. Умение анализировать тексты различных стилей, проверка логического мышления;
9. Орфографические и пунктуационные навыки;
10. Понимание причин и следствий значимых событий русской истории;
11. Умение моделировать и прогнозировать ситуацию (в первую очередь, речевую);
12. Умение работать в команде, лидерские качества, прогнозирование поведения в конфликтной ситуации.
На основе указанных выше критериев нами созданы первые варианты заданий библиотеки для мониторинга исходного состояния интеллектуальной (в первую очередь словесной) культуры слабослышащих студентов.
Критерии первой, второй и итоговой контрольных точек мониторинга:
1. Скорость восприятия устной речи;
2. Скорость чтения художественного произведения (отрывок стихотворения или прозы, объем текста каждый раз увеличивается, текст усложняется);
3. Понимание образной речи;
4. Понимание абстрактной лексики;
5. Осведомленность в фактах культуры;
6. Умение создавать и проговаривать смысловые алгоритмы первого – третьего уровней на филологическом, философском, культурологическом, историческом материале [6; 7; 9];
7. Умение создавать подвижные терминологические карты на понятийном материале гуманитарных наук [8];
8. Умение начинать, развивать и завершать диалог, научную дискуссию;
9. Критические навыки, умение опознать и исправить как грамматические, так и логические ошибки в тексте;
10. Орфографические и пунктуационные навыки;
11. Понимание причин и следствий значимых событий русской истории;
12. Умение моделировать и прогнозировать ситуацию (в первую очередь, речевую).
Задания первой, второй и итоговой контрольных точек мониторинга повторяют и дополняют задания входной точки для отслеживания динамики количественных и качественных показателей повышения интеллектуальной культуры слабослышащих студентов.
Список литературы:
1. Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся / Зикеев А.Г. - М.: Педагогика, 1976. – 186с.
2. Коровин, К.Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих / Коровин К.Г. - М.: Педагогика, 1982. – 218с.
3. Назарова, Л.П. Системная характеристика роли слуха как основы моделирования специальной дидактической системы / Назарова Л.П. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. – Вып. №12. Т.5. – С. 4 – 9.
4. Серебрякова, Ю.В. К вопросу о создании междисциплинарной системы обучения слабослышащих студентов (на материале гуманитарных дисциплин) / Серебрякова Ю.В. // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №3 (5). - С. 120 – 121.
5. Серебрякова, Ю.В. Проблемы инклюзивного образования в ВУЗе: методический аспект (на примере обучения русскому языку и философии) / Серебрякова Ю.В. // Стратегии и тенденции современного образования. - 2016. – №3. – С. 23 – 27.
6. Серебрякова, Ю.В. Музыка живой природы в стихотворениях Б. Пастернака (методические указания по созданию смысловых алгоритмов на занятии по русскому языку со слабослышащими студентами) / Серебрякова Ю.В. // Научные исследования: от теории к практике. - 2016г. - №1 (7). – С. 84 - 85.
7. Серебрякова, Ю.В. Творчество в словесном пространстве: практический аспект (смысловые алгоритмы как метод инклюзивного обучения в ВУЗе) / Серебрякова Ю.В. // Образование и наука в современных условиях. – 2015. - №1 (6). – С. 176 – 178.
8. Серебрякова, Ю.В. Подвижная терминологическая карта на занятиях по философии и русскому языку со слабослышащими студентами / Серебрякова Ю.В. // Теория и практика современной науки. – 2016.- №2(8). – С. 595.
9. Серебрякова, Ю.В. Создание смысловых алгоритмов второго уровня на семинарах по философии / Серебрякова Ю.В. // Теория и практика современной науки. - 2016. - №3 (9). – С. 706 – 709.