Критерии сформированности профессиональной коммуникативной компетентности будущих экономистов




Кочина Лилия Андреевна

аспирант
ЮДонецкий национальный технический университет ,Украина


Аннотация: В статье предложены критерии сформированности мотивационного, когнитивного, деятельностного и поведенческо-эмоционального компонентов профессиональной коммуникативной компетентности будущих экономистов на основе анализа научных исследований и нормативной литературы.

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетентность, критерий.




Библиографическое описание: Кочина Л.А. КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 72-73


Проанализировав и дополнив исследования А. Брюханова, И. Куламихиной, И. Чичикина [1,2,3] о сущности коммуникативной компетентности, считаем, что коммуникативная компетентность – это качественная характеристика личности специалиста, проявляющаяся в осуществлении коммуникативного действия на основе коммуникативных знаний, умений и навыков, коммуникативных способностей, профессиональной мотивации в соответствии с целями и ситуативными условиями коммуникации.

На основании данного определения выделяем следующие критерии профессиональной коммуникативной компетентности экономистов: критерий оценки профессиональной коммуникативной мотивации (мотивационный компонент), критерий оценки профессиональных коммуникативных знаний (когнитивный компонент), критерий оценки коммуникативных умений и навыков (деятельностный компонент), критерий оценки коммуникативных способностей (поведенческо-эмоциональный компонент).

Показателями мотивационного критерия являются понимание необходимости коммуникации для осуществления успешной профессиональной деятельности, желание осуществлять коммуникацию, потребность в постоянном самообучении, саморазвитии и самосовершенствовании в сфере профессиональной коммуникативной компетентности, стремление к лидерству в использовании коммуникативных знаний и умений в профессиональной деятельности.

Показателями когнитивного критерия являются полнота знаний студента о сущности, структуре, функциях и стилях коммуникации, особенностях профессиональной коммуникации, невербальных средствах коммуникации, о правилах профессиональной коммуникации, техниках и технологиях коммуникации, а также знаний о сформированности у себя коммуникативных умений и навыков.

Показателями деятельностного критерия являются целесообразность и правильность использования профессиональной терминологии; успешность делегирования, убеждения, проведения дебатов, выступлений; успешность в выполнении и презентации учебного проекта; успешность предоставления и инициирования обратной связи; правильность написания деловой корреспонденции; адекватность использования коммуникационных технологий (телефона, Интернета).

Поведенческо-эмоциональный критерий определяется управлением коммуникативной ситуацией и ее корректировкой, а именно: умением управлять и корректировать свое поведения в зависимости от поведения собеседника; умением организовывать совместную деятельность; умением учитывать особенности вербального и невербального поведения собеседника; при общении с человеком в состоянии агрессии - умением скорректировать это состояние до адекватного, уклонением от конфликта.

Список литературы:

1. Брюханов А.В. Коммуникативная компетентность менеджеров в условиях трансформации управленческих отношений в современной России: автореф. на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Екатеринбург, 2008. – 25 с.

2. Куламихина И.В. Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск – 2007. – 22 с.

3. Чичикин И.В. Формирование коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров: дис. … к. пед. наук: 13.00.08. – Курск, 2010. – 237 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»