Проанализировав и дополнив исследования А. Брюханова, И. Куламихиной, И. Чичикина [1,2,3] о сущности коммуникативной компетентности, считаем, что коммуникативная компетентность – это качественная характеристика личности специалиста, проявляющаяся в осуществлении коммуникативного действия на основе коммуникативных знаний, умений и навыков, коммуникативных способностей, профессиональной мотивации в соответствии с целями и ситуативными условиями коммуникации.
На основании данного определения выделяем следующие критерии профессиональной коммуникативной компетентности экономистов: критерий оценки профессиональной коммуникативной мотивации (мотивационный компонент), критерий оценки профессиональных коммуникативных знаний (когнитивный компонент), критерий оценки коммуникативных умений и навыков (деятельностный компонент), критерий оценки коммуникативных способностей (поведенческо-эмоциональный компонент).
Показателями мотивационного критерия являются понимание необходимости коммуникации для осуществления успешной профессиональной деятельности, желание осуществлять коммуникацию, потребность в постоянном самообучении, саморазвитии и самосовершенствовании в сфере профессиональной коммуникативной компетентности, стремление к лидерству в использовании коммуникативных знаний и умений в профессиональной деятельности.
Показателями когнитивного критерия являются полнота знаний студента о сущности, структуре, функциях и стилях коммуникации, особенностях профессиональной коммуникации, невербальных средствах коммуникации, о правилах профессиональной коммуникации, техниках и технологиях коммуникации, а также знаний о сформированности у себя коммуникативных умений и навыков.
Показателями деятельностного критерия являются целесообразность и правильность использования профессиональной терминологии; успешность делегирования, убеждения, проведения дебатов, выступлений; успешность в выполнении и презентации учебного проекта; успешность предоставления и инициирования обратной связи; правильность написания деловой корреспонденции; адекватность использования коммуникационных технологий (телефона, Интернета).
Поведенческо-эмоциональный критерий определяется управлением коммуникативной ситуацией и ее корректировкой, а именно: умением управлять и корректировать свое поведения в зависимости от поведения собеседника; умением организовывать совместную деятельность; умением учитывать особенности вербального и невербального поведения собеседника; при общении с человеком в состоянии агрессии - умением скорректировать это состояние до адекватного, уклонением от конфликта.
Список литературы:
1. Брюханов А.В. Коммуникативная компетентность менеджеров в условиях трансформации управленческих отношений в современной России: автореф. на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Екатеринбург, 2008. – 25 с.
2. Куламихина И.В. Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск – 2007. – 22 с.
3. Чичикин И.В. Формирование коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров: дис. … к. пед. наук: 13.00.08. – Курск, 2010. – 237 с.