КРИЗИС ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ




Хараишвили Кристина Владимировна*, Коваленко Тимофей Викторович (научный руководитель)**

*студентка,
**старший преподаватель кафедры теории и истории культуры, к. филос. н.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств, г. Краснодар


В статье рассматривается влияние социокультурной среды города на возникновение кризиса духовной культуры. Изменение систем ценностей и морально-этических норм, размытость мировоззренческих категорий, характерные для российской культуры находятся в прямо пропорциональной связи с проблемами современной городской повседневности.

Ключевые слова: Ключевые слова: духовная культура,кризис,город,городская повседневность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


По оценкам многих специалистов, современное состояние духовной культуры России следует квалифицировать как глубокий кризис [4, с.35]. В области культуры сегодня прослеживаются неблагоприятные, тревожные тенденции, которые приводят к общему упадку духовности российского общества. Недаром ученые отмечают, что с конца 80-х годов ХХ века в российском обществе началось резкое снижение ценностей духовной культуры. Общий упадок культуры признают около 85 % молодых людей, а среди творческой молодежи – 96 % [2, с.107].

Исследование кризиса духовной культуры в рамках городской повседневности является наиболее целесообразным, так как на примере города в современной России ярче прослеживается тенденция развития культуры в целом. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2013 года из числа постоянно проживающего на территории Российской Федерации населения 74,03 % являются горожанами. Стоит также отметить, что общее количество городов РФ составляет 1 097, в 15 из которых проживает свыше 1 млн. чел. [6]. Поскольку 3/4 населения страны уже являются горожанами, а снижение темпов урбанизации не предвидится, все больше актуализируется необходимость детального изучения социокультурной среды города и городской повседневности. Выявление и решение проблемы кризиса духовной культуры в рамках городской повседневности повлекут за собой стабилизацию ее положения во всей стране.

Человек, выступая творцом города, в свою очередь является его продуктом. Предоставляя человеку определенные блага и удобства, город оказывает на него сильное воздействие. Город с одной стороны обеспечивает человеку больший спектр возможностей, открывает перспективы профессионального и карьерного роста, с другой же стороны, формализует человеческие отношения, отодвигает на второй план эмоциональность, чувственность. Таким образом, среда города, по средствам рационализации и интеллектуализации, приводит к обезличиванию форм городской повседневности [3], что не может не сказаться на духовной культуре страны в целом.

Как уже отмечалось выше, современное положение духовной культуры характеризуется рядом тревожных негативных тенденций [4, с.33]. Здесь следует в-первую очередь отметить снижение общественных и семейных ценностей, а также упадок нравственности и этических норм, размытость мировоззренческих ценностей, утрата традиционного представления о совести и личном достоинстве. И наконец, выдвижением на первый план прагматических ценностей, таких как материальное благополучие, личное богатство и карьерный рост. Несмотря на то, что в городе (в большем количестве по сравнению с сельской местностью) есть и музеи, и художественные галереи, драматические и музыкальные театры, горожанин в погоне за материальным благосостоянием не может во всей мере воспользоваться подобными благами. В контексте чрезмерной загруженности графика работы, быстрого темпа городской жизни горожанин сталкивается с постоянной нехваткой свободного времени, а отсюда возникает и неспособность уделять достаточное внимание своему духовному воспитанию.

Наряду с вышеуказанными тенденциями выражения кризиса духовной культуры в рамках городской повседневности следует указать также проблему духовного неравенства, которая с ними тесно переплетена. Проблема неравенства на сегодняшний день является достаточно актуальной. Однако чаще всего ее рассматривают в аспекте материальном, экономическом, реже социальном [2, с.107]. Экономическое, материальное неравенство влечет за собой духовное неравенство общества. Если взять, к примеру, получение образования, то одной группе людей доступно хорошее образование в элитных учебных заведениях, где объективно уровень получаемых знаний выше, чем в обычных среднестатистических школах, другая же группа людей довольствуется малым и получение достойного образования (самообразования) в большей степени ложится на их плечи. Однако, в силу опять же экономических причин, это становится проблематичным, ведь актуальным для них остается вопрос материального обеспечения. Уровень же образования играет важную роль в общественной жизни человека: повышает общественно-политическую активность, содержательность свободного времени, рост научного и культурного творчества и снижает уровень девиантности поведения. Очевидно влияние уровня образования на духовную жизнь, на развитие духовных потребностей и интересов, на профессиональную ориентацию, эстетическое развитие, структуру досуга [1, с.40]. Из чего можно сделать вывод, что духовное неравенство влияет на все сферы повседневной жизни человека.

К решению проблемы кризиса духовной культуры в рамках городской повседневности должна быть привлечена культурная политика, опирающаяся на данные социологических и культурологических исследований, координирующая усилия всех институтов по социализации и инкультурации человека. Социально-ориентированная культурная политика в современном городе способна стать мощным рычагом влияния на общественное мнение, управления социальными процессами и состоянием общества вообще, необходимым условием эффективного руководства жизнью социума.

 

Список литературы:

  1. Алтмышбаева, Д.А. Религия или философия – фактор развития духовности общества / Д.А. Алтышбаева // Вызовы современности и ответственность философа: материалы «Круглого стола» / под общ. ред. И.И. Ивановой. – Бишкек, 2003. – С. 38-43.

  2. Горлова, И.И. Духовное неравенство и прикладные задачи культурной политики / И.И. Горлова, Т.В. Коваленко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – Кемерово: Кем. гос. ун-т к-ры и иск-в., 2013. – № 26. – С. 105-111.

  3. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель // Логос – 2002. – № 3-4. – 12 с.

  4. Колин, К.К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности / К.К. Колин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – Челябинск: Чел. гос. акад. к-ры и иск-в., 2010. – № 1 (21). – С. 27-46.

  5. Тыхеева, Ю.Ц. Человек в городском пространстве (философско-антропологические основания урбанологии): дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13 / Юлия Цыреновна Тыхеева – СПб, 2003. – 335 с.

    Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальная статистика. – М, 2013. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»