Воспитание культуры межличностных отношений – это проблема, которую философы, педагоги, видные общественные деятели, ученые, представители науки и культуры обсуждали и пытались решать во все времена. Современный период развития общества в этом смысле не отличается от других. Особо данная проблема актуализируется в рамках гуманистической парадигмы образования. Очевидно, что система межличностных установок, ценностных ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельностью людей и их общением, должна носить социально-ориентированный характер.
Еще в Концепции федерльных государственных образовательных стандартов общего образования (2008) смыслом и целью школы называлось развитие личности, которое, помимо прочего, подразумевает умение жить в условиях многонационального, полиэтнического общества, организовывать коммуникационное взаимодействие, сотрудничество в различных сферах жизнедеятельности, толерантность. Указанные характеристики относятся, на наш взгляд, к личностным результатам образования детей младшего школьного возраста.
Известно, что потребность в общении появляется в достаточно раннем возрасте и затем развивается поэтапно. Общение со сверстниками для младшего школьника является особым информационным каналом, видом деятельности, межличностных отношений, способом налаживания эмоционального контакта. Оно осуществляется поэтапно: Постановка цели взаимодействия - Планирование взаимодействия - Формирование установки на взаимодействие - Процессуальный этап взаимодействия - Проверка результатов взаимодействия - Коррекция процесса взаимодействия - Сопоставление результатов с целью взаимодействия.
Опишем выделенные автором внешние педагогические условия воспитания культуры межличностных отношений:
-формирование цели взаимодействия;
-изучение подготовленности учащихся к данному процессу;
-самоанализ готовности педагога к управленческому взаимодействию;
-определение этапов достижения цели взаимодействия (декомпозиция цели);
-планирование обучения выбору оптимальных методов воспитания культуры межличностных отношений;
-разработка плана обучения ценностным ориентациям в процессе взаимодействия.
-ориентация учащихся в познавательных ценностях;
-формирование интереса и положительного отношения к культуре межличностных отношений;
-проблемное построение занятий;
-ориентация в познавательных ценностях;
-обучение алгоритму культуры межличностных отношений;
-формирование мотивационно-потребностного отношения учащихся к воспитанию культуры межличностных отношений;
-стимулирование познавательной потребности воспитания культуры межличностных отношений;
-обучение учащихся самопроверке результатов сформированности культуры межличностных отношений;
-перевод обучения в самообучение и самовоспитание.
Таким образом, на основе проведенного анализа проблемы воспитания у младшего школьника культуры межличностных отношений, отметим, что их спецификации станут подтверждением наличия у ребенка личностных достижений в случае, если создаются условия для осмысления ими ценности учебного взаимодействия; осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся и системного подхода к организации педагогической коммуникации; включения младших школьников в общение как взаимодействие со взрослыми, сверстниками и младшими.
Список литературы: