+7 989 669 15 15



КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА




Мусс Галина Николаевна

к. п. н., доцент, декан факультета Дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, г. Оренбург.

В статье описаны некоторые аспекты воспитания у младшего школьника культуры межличностных отношений.

Ключевые слова: Ключевые слова: младший школьник,культура межличностных отношений.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Воспитание культуры межличностных отношений – это проблема, которую философы, педагоги, видные общественные деятели, ученые, представители науки и культуры обсуждали и пытались решать во все времена. Современный период развития общества в этом смысле не отличается от других. Особо данная проблема актуализируется в рамках гуманистической парадигмы образования. Очевидно, что система межличностных установок, ценностных ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельностью людей и их общением, должна носить социально-ориентированный характер.

Еще в Концепции федерльных государственных образовательных стандартов общего образования (2008) смыслом и целью школы называлось развитие личности, которое, помимо прочего, подразумевает умение жить в условиях многонационального, полиэтнического общества, организовывать коммуникационное взаимодействие, сотрудничество в различных сферах жизнедеятельности, толерантность. Указанные характеристики относятся, на наш взгляд, к личностным результатам образования детей младшего школьного возраста.

Известно, что потребность в общении появляется в достаточно раннем возрасте и затем развивается поэтапно. Общение со сверстниками для младшего школьника является особым информационным каналом, видом деятельности, межличностных отношений, способом налаживания эмоционального контакта. Оно осуществляется поэтапно: Постановка цели взаимодействия - Планирование взаимодействия - Формирование установки на взаимодействие - Процессуальный этап взаимодействия - Проверка результатов взаимодействия - Коррекция процесса взаимодействия - Сопоставление результатов с целью взаимодействия.

Опишем выделенные автором внешние педагогические условия воспитания культуры межличностных отношений:

-формирование цели взаимодействия;

-изучение подготовленности учащихся к данному процессу;

-самоанализ готовности педагога к управленческому взаимодействию;

-определение этапов достижения цели взаимодействия (декомпозиция цели);

-планирование обучения выбору оптимальных методов воспитания культуры межличностных отношений;

-разработка плана обучения ценностным ориентациям в процессе взаимодействия.

-ориентация учащихся в познавательных ценностях;

-формирование интереса и положительного отношения к культуре межличностных отношений;

-проблемное построение занятий;

-ориентация в познавательных ценностях;

-обучение алгоритму культуры межличностных отношений;

-формирование мотивационно-потребностного отношения учащихся к воспитанию культуры межличностных отношений;

-стимулирование познавательной потребности воспитания культуры межличностных отношений;

-обучение учащихся самопроверке результатов сформированности культуры межличностных отношений;

-перевод обучения в самообучение и самовоспитание.

Таким образом, на основе проведенного анализа проблемы воспитания у младшего школьника культуры межличностных отношений, отметим, что их спецификации станут подтверждением наличия у ребенка личностных достижений в случае, если создаются условия для осмысления ими ценности учебного взаимодействия; осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся и системного подхода к организации педагогической коммуникации; включения младших школьников в общение как взаимодействие со взрослыми, сверстниками и младшими.

 

Список литературы:

  1.   Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
  2.    Камышанова, Е. А. «Школа добра, радости и успеха» - модель позитивной социализации обучающихся / Е. А. Камышанова // Воспитание школьников. - 2012. - № 4. - С. 22-27.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»