Лексико-семантические репрезентации концепта «природа» в ху-дожественном дискурсе К.Г. Паустовского: к проблеме изучения




Калинина Оксана Александровна *
Камший Вера Ивановна **

студентка *
учитель русского языка и литературы **
СОШ № 100, Россия, г. Сочи


Аннотация: В данной статье рассматриваются примеры лексико-семантических особенностей концепта «природа» в идиодискурсе К.Г. Паустовского (на материале «По-вести о лесах»).

Ключевые слова: концепт, структура концепта, лексико-семантические репрезентации концепта, художественный дискурс, идиодискурс.




Библиографическое описание: Калинина О.А., Камший В.И. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ПРИРОДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ [ Текст ] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15 мая 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С.16-17


Структура концепта «природа» в современном русском языке представлена двумя определяющими векторами – Вселенная (Космос, небесные тела) и Земля (земное пространство, водное пространство, растительный мир, животный мир).

Ядро концепта «природа» в идиодискурсе К.Г. Паустовского репрезентировано лексической единицей природа (имя концепта), функционирующей в следующих значениях:

1) «окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека»;

2) «совокупность естественных условий или какая-л. часть их на Земле» («… сохранить нетронутой хотя бы небольшую часть природы, с ее растениями, зверями и птицами»).

Центральная зона концепта «природа» в художественном дискурсе К.Г. Паустовского представлена лексической единицей лес и ее производными (лесной, лесник, лесничество и др.), а также лексемами, тематически имеющими отношение к лесу: глухомань, глушняк и др. Все метафорические единицы, репрезентирующие центральную часть концепта природа, можно объединить в 2 тематические группы – «Человек и лес» и «Лес и вечные ценности».

Периферию концепта «природа» в идиодискурсе К.Г. Паустовского, по нашим наблюдениям, составляют языковые единицы, функционирующие в текстовой ткани «Повести о лесах» в значении «мир и «совокупность естественных условий».

В художественном дискурсе К.Г. Паустовского лингвоментальная единица «природа» предстает экологическим концептом.

Несомненно, менталитет и идиостиль представляют собой диалектическое единство [1, с. 19; 2, с. 46], поэтому изучение идиостиля писателя невозможно без исследования концептуальной картины мира художника слова.

 

 

Список литературы:

1.   Ворожбитова А.А., Дружинина В.В. Менталитет и идиостиль как сущность и явление лингвориторической природы//Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2004. – №4. – С. 19-29.

2.   Дружинина В.В. Элокутивные характеристики научного дискурса А.Ф. Лосева // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2003. – №2. – 46-51.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»