Личностная тревожность в подростковом возрасте




Земницкая Юлия Станиславовна

Педагог-психолог, ГАПОУ МО «Профессиональный колледж «Московия», Россия, г. Подольск



Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Земницкая Ю.С. ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 22-23


В психологическом словаре тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так, Ф. Сушкова указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

А.М. Прихожан , определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Как и любое комплексное психологическое образование, личностная тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Тревожность у подростков – это самое распространённое ментальное расстройство, связанное с взрослением. В период школьного обучения ребенку приходится переживать ряд возрастных кризов, существенно влияющих на его эмоциональную и соматическую сферы. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности подростка, вследствие чего подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Так как же помочь преодолеть подростку в преодолении тревожности?

Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1. Обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2. Расширение функциональных и операциональных возможностей подростка , формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

3. Перестройка особенностей личности подростка, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Выделяют два способа преодоления личностной тревожности у подростков :

1. Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

2. Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.

При коррекции личностной тревожности у подростков можно использовать также, например, релаксационные упражнения снижающие возбудимость нервной системы, дающие разрядку отрицательным эмоциям, нормализующие тонус при чрезмерном нервно-психическом перевозбуждении.

Кроме релаксации также используют игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками.

Ролевые игры в качестве отработки навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, где сюжетами целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения), приемы саморегуляции, (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т.д.).

Все эти методы можно собрать воедино и использовать в психологическом тренинге, который входит в число, так называемых, активных методов. В тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы, задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности подростка.

Важным элементом, направленным на помощь подростку с высоким уровнем тревожности, является консультация родителей и педагогов, и предоставление им рекомендаций, разработанных с учетом индивидуальных особенностей подростка.

 

Список литературы:

Статьи из журнала:

1. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 2007, №2.

2. Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет. // Воспитание школьников, 2006, №9.

Книга:

3. Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе .- М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 23 с.

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика. Москва – Воронеж, 2000.- с.11.

Словарь:

5. Психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского . – 2-е изд.,испр.и доп.- М .: Политиздат,1990. – с. 407 .


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»