ЛИЧНОСТНАЯ УСТАНОВКА СТУДЕНТА КАК ФАКТОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА ОТРАСЛИ




Алексеева Елена Владимировна

воспитатель ГБОУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха. г. Якутия

В статье освещаются вопросы воспитания личности в студенческой среде. Статья затрагивает проблему формирования нравственной личностной установки студента в условиях выбора жизненных ценностей, профессионального обучения в образовательной организации.

Ключевые слова: Ключевые слова: Интериоризация ценностей,качества личности,ценностные установки




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Отечественная наука на всех исторических этапах развития Российского государства всегда придавала важное значение проблеме воспитания. Наряду с официальным взглядом на воспитание как направленное воздействие на личность в российском обществе большую популярность имели концепции «разумного воспитания», гражданского и народного воспитания. В начале XX в. России получили широкое развитие идеи свободного воспитания в трудах русских философов.

Ценностная иерархия была изменена в системе образования, которая взяла на вооружение идеи «воспитывающего обучения» и «воспитательного коллектива», основанные на объектном подходе к воспитуемому и трактовке воспитания как воздействия на него. В то же время, В. А. Сухомлинский и другие ученые понимали воспитание как главный труд души ребенка, направленный на восприятие и присвоение (интериоризация) личностью ценностей общества, индивидуально и избирательно [2,с.32]. Рассмотрение методики организации воспитания студенческой молодежи как процесса присвоения общечеловеческих ценностей сегодня является актуальным вопросом не только образовательных организаций, но и государства в целом. В последние десятилетия демократизация общества создало условие, чтобы общество само выработало свои общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры, но не во всех случаях общество выработало ценности, воспитывающие такие качества личности как доброта, отзывчивость, толерантность, умение сопереживать и др., актуальные для студенческого сообщества. Все это убеждает в том, что в современной социокультурной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. И вопросы воспитания не должны рассматриваться в последнюю очередь, ведь именно от нравственной личностной установки студента зависит будущая профессиональная компетентность работника отрасли.

Отмеченные качества личности составляют основу идеального образа человека культуры. В нем находят отражение и природные особенности человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать), и социальные его свойства (быть гражданином, семьянином, тружеником, взаимодействовать с другими людьми), и его свойства как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность).

Вместе с тем, необходимо отметить, что основополагающим свойством целостного человека культуры является его способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, принятию ее ценностей, выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения [2, с.34].

К примеру, для выпускника национальной школы субъекта Российской Федерации, который нынче стал студентом профессиональной образовательной организации, полем культурной самоидентификации является национальная культура. К сожалению, деформации, произошедшие в нашем обществе в эпоху тоталитаризма, привели к утрате национальных традиций, гуманности, духовности, свободомыслия. Возник и развился человек массовый, утерявший черты национальной самобытности.

Ценности воспитания – это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека. Ценности можно выбирать. Вместе с тем, на практике нередко можно встретиться с такими явлениями, как неосознанные ценностные ориентации или, наоборот, строго заданные нормативные ценностные установки, не предполагающие выбора, характерные для молодежного сообщества. Например для студенческого сообщества характерны такие явления: студенты, поступившие из сельских местностей стараются не говорить на родном языке, стыдятся своей интонации, некоторые начинают курить, пытаются стать раскованными и т.д. Так они самостоятельно реагируют на ценностные установки местного общества и приспосабливаются к ним.

Мне кажется, будучи ориентированным на соблюдение реальных прав и свобод студентов, образование оторвалось, по существу, от контекста жизненных проблем чисто в область профессионального образования, что означает его осуществление вне контекста культуры, ибо основная функция воспитания состоит в воспроизводстве культуры через человека, точнее – в человеке. Таким образом, выпускник, освоивший рабочую профессию, должен, на наш взгляд, представлять собой не только специалиста в определенной области, обладающего профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и личность, умеющую культурно самоидентифицироваться и самореализовывать творческие задатки и способности, правильно строить свою жизнь.

Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей. Развитие природной и социальной сущностей человека выдвигает в качестве основных принципов гуманистического воспитания, кроме культуросообразности, природосообразность и личностный подход.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к студенту как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития. Принцип природосообразности предписывает учитывать половозрастные особенности студентов, создавать оптимальные физические и умственные нагрузки, условия отдыха, питания, разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для воспитанников с ослабленным здоровьем, беречь их индивидуальность.

Возможны разные интерпретации философской мысли о принципе природосообразности, например: человек и вода, вода и факторы влияния на состояние человека. Особую грань принципа природосообразности составляют требования, связанные с воспитанием личной ответственности студентов (воспитанников) за состояние окружающей среды, начиная с культуры своего блока, общежития, прилегающей территории, понимания последствия своих действий по отношению к флоре и 'фауне, за состояние своего здоровья.

 

Список литературы:

  1.   Аллагулов А.М. Система нравственного воспитания старшеклассника в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2004 225 c.
  2.   БондаревскаяЕ.В. Ценностные основанияличностно ориентированного воспитания// Педагогика, №4, 1995, с. 29-36.
  3.   Серикова Л.А. Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-нравственного воспитания личности/ Л.А.Серикова// Историческая и социально-образовательная мысль.- 2012.-С.78-82.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»