Личностная зрелость родителей как условие социализации аутичных детей дошкольного возраста




Евлампиева Гульнара Анфисовна

аспирант
ГБОУ ВПО «Башкирская Академия государственной Службы и управления при главе Республики башкортостан», г. Уфа


Аннотация: Проблема социализации аутичных детей представляет широкий интерес для специалистов в сфере психологии и педагогики. Это связано, в первую очередь, с тем, что именно трудности социализации являются одной из главных особенностей ребенка-аутиста. В исследовании продемонстрирована динамика процесса социализации аутичных детей при условии личностной зрелости родителей.

Ключевые слова: детский аутизм, социализация, личностная зрелость.




Библиографическое описание: Евлампиева Г.А. ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.95-97


Под аутизмом на сегодняшний день понимается сложное нарушение психического развития, которое характеризуется выраженным всесторонним дефицитом коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченностью интересов и повторяющимися поведенческими паттернами [1, с. 24].

Проблема социализации аутичных детей выступает предметом активного интереса для широкого круга специалистов в сфере психологии и педагогики. Это связано, в первую очередь, с тем, что именно трудности социализации выступают одной из ключевых особенностей ребенка-аутиста. Так, процесс социализации таких детей характеризуется такими особенностями как [3, с. 1 - 3]:

- оторванность внутренних представлений от реального жизненного опыта;

- игнорирование действительных взаимоотношений;

- уход от контакта с окружающими людьми;

- стремление к одиночеству;

- стереотипность поведения;

- наличие глубокой привязанности к ограниченной, «домашней» среде;

- проявление деструктивных черт поведения (агрессия, негативизм).

В процессе социализации аутичного ребенка одну из решающих ролей играет семья. Это связано, по нашему мнению, во первых, с тем, что любое явление, в том числе и аутизм, существует в рамках определенной системы, которой в данном случае является семья [8, с. 1295]. Такие дети склонны к избеганию общения с детьми, и взрослыми, самыми близкими [7, с. 272], а значит, преимущественное большинство времени такой ребенок проводит в условиях своей семьи, в частности, родителей. Во-вторых, именно от родителей, от того, каким образом они строят свое взаимодействие сначала друг с другом, а затем и с ребенком, какие способы применяют для обеспечения включения его в систему социальных взаимоотношений, во многом зависит степень его дальнейшей адаптации в обществе. Так, С. Н. Неменчинская, характеризуя роль семьи в развитии аутичного ребенка, называет ее «первой и единственной энциклопедией знаний о мире» [4, с. 60].

Проанализировав специфику функционирования семей, в которых воспитывается ребенок с расстройствами аутистического спектра, мы выделили такие их основные характеристики: (2, с. 123; 6, с. 10; 8, с. 1295)

- перестройка семейной системы, возникновение «вторичной аутизации» (склонности членов семьи «закрываться» от общества, с целью избегания отрицательных эмоций);

- излишняя требовательность и нормативность по отношению к остальным членам семьи и к самим себе;

- снижение самооценки;

- появление чувства вины;

- заострение тревожно-сензитивных черт личности и депрессивных реакций;

- наличие гендерных различий в проявлении эмоционально-волевых нарушениях у родителей, что обусловлено меньшей включенностью отца в процесс воспитания ребенка.

Вместе с тем, отмечается высокая значимость личностных характеристик родителей в формировании родительского отношения к ребенку с нарушениями в развитии [2, с. 122], что, безусловно, сказывается и на способности семьи организовать для ребенка гармоничную, развивающую и отвечающую специфическим потребностям среду, всесторонне способствующую процессу его социализации и интеграции в общество.

Исходя из вышесказанных задач, стоящих перед родителями аутичного ребенка, в качестве одной из личностных характеристик, позволяющих обеспечить эффективное разрешение этой задачи, нами была выделена личностная зрелость. Отечественными авторами, такими как Л.И. Божович, А. А. Деркач, Е. Г. Власенкова, Е. А. Нестерова) зрелость личности рассматривается в социальном, психологическом, моральном, гражданском, эстетическом аспектах [5, с. 32]. Под личностной зрелостью в контексте воспитания ребенка, в соответствии с позицией А. Н. Прониной [5, с. 33] нами понимается совокупность качеств личности, которые обеспечивают способность к удержанию устойчивой личностно-гуманной позиции в отношении ребенка, эмпатийное отношение к нему, потребность к самоактуализации и креативности в педагогическом взаимодействии.

Для изучения динамики социализации аутичных детей в условиях семьи и в зависимости от личностной зрелости родителей нами было организовано экспериментальное исследование. В качестве основной базы исследования были выбраны семьи из православной общины, проживающие в сельской местности Ивановской области. В исследовании приняли участие 9 родителей (преимущественно матери) и 9 детей дошкольного возраста с диагнозом ранний детский аутизм (РДА). Исследование проводилось в период с марта по сентябрь 2012 года.

Для исследования уровня социализации нами был подобран комплекс диагностических методик, соответствующих специфическим психологическим особенностям аутичных детей. В частности, использовались такие методы как наблюдение, беседа, методика А. М. Щетининой «Изучение особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека», а также анкетирование родителей по опроснику А.М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» и опросному листу Н. Артюхиной для выявления особенностей эмоционального состояния ребенка.

Для диагностики уровня личностной зрелости родителей были выбраны методики, направленные на исследование различных компонентов данного качества, таких как эмпатийность, самоактуализация, рефлексивность (методика диагностики отношения к болезни ребенка В.Е. Кагана и И.П. Журавлевой, модифицированный тест И.М. Юсупова, «Самоактуализационный тест» Э. Шострома, методика диагностики рефлексивности Е.Е. Рукавишниковой).

По результатам проведенного исследования нами была установлена статистически значимая корреляционная взаимосвязь между такими показателями как:

- уровень социализации детей и уровень эмпатийности родителей;

- уровень социализации детей и некоторые компоненты самоактуализации, демонстрируемые родителями (гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самопринятие, креативность, представления о природе человека);

- уровень социализации детей и степень проявления в поведении родителей ситуативной и ретроспективной рефлексии.

На основании проведенного исследования мы сформулировали вывод о том, что личностно зрелые родители, выступая в качестве субъекта преобразования сознания и поведения ребенка, осуществляя в отношении него индивидуально-специфическое влияние, способны инициировать трансформацию значимых аспектов социализации аутичных детей, и обеспечивать компенсацию нарушений этого процесса.

Вышесказанное дает основания обозначить необходимость организации специализированной работы, направленной на развитие личностной зрелости родителей, воспитывающих детей с диагнозом РДА, формирование у них чувствительности к эмоциональным нуждам ребенка, эмоциональной близости с ним, способности вырабатывать конструктивные способы педагогического реагирования.

 

Список литературы:

1. Безгодова, А.А., Злоказова, М.В. Этиопатогенез расстройств аутистического спектра: современные аспекты проблемы / А.А. Безгодова, М.В. Злоказова // Вятский медицинский вестник. – 2015. - № 2 (46). – с. 24 – 29.

2. Высотина, Т.Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития / Т. Н. Высотина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2011. - № 2. – С. 122 – 128.

3. Клевитов, С.И., Терентьева О. С. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе / С.И. Клевитов, О. С. Терентьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. - № 3. – С. 1-6.

4. Неменчинская, С.М. Развитие навыков общения у детей с синдромом раннего детского аутизма / С. М. Неменчинская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. - № 4. – С. 58 – 64.

5. Пронина, А.Н., Маркова С.В. Взаимосвязь личностной зрелости приемных родителей и процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста / А.Н. Пронина, С.В. Маркова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2015. - № 2. – С. 31 – 38.

6. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / Селигман М., Дарлинг Р. – М. : Теревинф, 2016. – 368 с.

7. Семенова, Л.М., Мишина, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра / Л. М. Семенова, Е.А. Мишина // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2015. - № 9. – С. 9 – 13.

8. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб. : Питер, 2008. – 192 с.

9. Фесенко, Ю.А., Шигашов, Д.Ю. Ранний детский аутизм: медико-социальная проблема / Ю. А. Фесенко, Д.Ю. Шигашов // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2013. - № 1. – С. 271 – 275.

10. Шултина, Д.А., Филиппова, Н.В., Барыльник, Ю.Б. Проблема аутизма. Вторичный подход к решению аутизации семьи / Д.А. Шултина, Н. В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. - № 11. – С. 1295 – 1298.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»