МАСКИ В ЯПОНСКОМ ТЕАТРЕ НО




Столбикова Елена Сергеевна

студентка Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Россия, г. Саратов.

Японский театр сильно отличается от понятного нам Европейского. В нем каждый предмет несет в себе сакральное значение. Театр Но отличается от многих других тем, что в нем большинство актеров играют в масках. Но не стоит воспринимать маску как простой элемент костюма, она - основная часть пьесы, на которой строится все представление. Маски имеют свою историю и на сегодняшний день они являются произведением декоративно прикладного искусства. Театр Но начинается с маски, она усложняет задачу актеров, делая тем самым театр Но интересным и уникальным.

Ключевые слова: Ключевые слова: японское искусство,японский театр,театр Но,японские маски,театральные костюм.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В национальном японском театре. Но самой важной частью костюма является маска. Японские маски имеют свою историю и они начали использоваться ещё до создания театра Но. Маски были частью ритуала во время совершения земледельческих обрядов.

С течением времени их роль в культуре Японии меняется, когда происходит становление театра Но. Раньше маска использовалась для ритуального перевоплощения, а в театре она стала лицом реального героя. Маска воспринималась актером как сакральный предмет, с помощью которого сам актер мог становиться играемым персонажем. Он верил в то, что когда соединялся с маской, он уже не оставался собой, а становился другим существом. Поэтому в культуре театра Но были собственные обряды, посвященные соединению актера с маской, как с сакральным и магическим предметом. Самый первый такой ритуал юный актер совершал в 12 лет. Глава труппы надевал ему на лицо самую древнюю маску старца, и этот ритуал считался торжественным моментом перехода из ученика в полноценного актера. И с этого момента каждый раз перед спектаклем актеры, играющие в масках, проходят обряды очищения рисом и сакэ, затем надевают маску с должным почтением к этому сакральному предмет. После воссоединения они долго сидят перед зеркалом и «превращаются» в своего персонажа.

Вся сложность игры в маске заключается в том, что актер должен двигаться и жестикулировать необычайно выразительно. Его игра должна оживлять неподвижное выражение лица на маске. Маску изначально изготавливали так, что бы на ней менялось выражение лица в соответствии с ракурсом. Когда изменяется ракурс, на маску по-другому падает свет и тени. Она изготавливалась по следующему принципу: каждая часть лица выражала конкретную «сильную» эмоцию и при разной видимости сочетания этих эмоций выражение лица маски менялось от печального или скорбящего до умиротворенного и ликующего.

Маски были показателем уровня мастерства и зрелости актера. Поэтому актер поэтапно в течение всей жизни меняет роли на более сложные. С двадцати лет актеру разрешается исполнять роли молодых девушек и воинов, через десять лет он уже может исполнять роли духов, демонов, божеств. И с шестидесяти 

шестидесяти лет он имеет право исполнять самые сложные роли - мудрых женщин. Таким образом, маска является показателем профессионального уровня актера, его возраста и опыта. Маски представляю собой большую ценность и сейчас древние маски хранятся в музеях и в школе театра Но. Самые ценные маски изготовлены до 17 века. Они считаются оригиналами, а все остальные копиями старинных образцов. Такая маска изготовляется в течение двух десятков лет, мастерами и целыми династиями мастеров.

Эта маска является произведением искусства не только из-за вложенного в неё труда, а она ещё и делает настоящим искусством игру актера. Маски театра Но для всего мира представляют собой я это символ японского театра.

 

Список литературы:

1.Анарина, Н. Г.Японский театр но / Н. Г.Анарина — М :Наука, 1984. — 216 с .

2.Глускина, А. Е.Об истоках театра Но. Театр и драматургия Японии / А. Е.

3.Глускина —М.: Наука, 1965. — 162 с.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»