+7 989 669 15 15



Медвежья обрядность и мифология в рассказах В.Л.Серошевского и В.Г.Тана-богораза




Емельянов Игорь Степанович

к. ф. н., доцент
ФЛФ СВФУ, г. Якутск




Ключевые слова: мифология, литература, якутская ссылка, этнографическая проза




Библиографическое описание: Емельянов И.С. МЕДВЕЖЬЯ ОБРЯДНОСТЬ И МИФОЛОГИЯ В РАССКАЗАХ В.Л.СЕРОШЕВСКОГО И В.Г.ТАНА-БОГОРАЗА [Текст] //Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 19-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 13 марта, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 34-35


Мифы и ритуалы, связанные с медведем, известны в мифологии разных народов Евразии и Америки. Широко распространены они у народов Сибири и Дальнего Востока — кетов, нивхов, обских угров, эвенков, якутов и др. В частности, распространены представления о медведе как о хозяине леса, родственнике людей, их предке, священном и жертвенном животном, оборотне и т. п. Медведь с одной стороны — промысловое животное, с другой он мифопоэтически уподобляется человеку, связанные с ним культы показывают глубокую архаичность представлений о его сакральной природе. Данные представления получили отражение в художественных литературных текстах, созданных писателями-ссыльными в конце XIX — начале XX вв., в частности, в рассказах и повестях В.Л. Серошевского (1858-1945) и В.Г. Тана-Богораза (1865-1936).

У Серошевского связанные с медведем мифологические представления зафиксированы в рассказе «Осень», герой которого, якут-охотник, воспринимает медведя как духа леса, мстящего ему за обиды: «Он хитер и мстителен /.../ Долго помнит обиду /.../ он мстительный и свирепый» [1, с. 17]. В рассказе запечатлены табуистические названия медведя «хозяин», «черный», т. к. охотник избегает произносить слово «медведь», что соответствует этнографическим наблюдениям: «на севере о медведе остерегаются говорить худо, даже не следует упоминать громко его имени вслух» [2, с. 634]. Другой комплекс связанных с медведем представлений отражен в повести «Предел скорби»: это нечистая сила, оборотень, смерть. Показательно появление в финале трагической повести именно медведя, он становится образом-символом, с которым связано представление о смерти и жестокой, беспощадной к героям судьбе.

Тан-Богораз зафиксировал влияние культуры народов Севера на русских поселенцев в рассказах «Царь-медведь», «Казаки у Полярного круга». Писатель-этнограф замечает, что «русские переняли от инородцев это суеверное почтение к медведю и боятся ставить на него деревянные ловушки «кулемы»: дедушка узнает наперед и отомстит охотнику» [3, с. 98] Наиболее показателен в данном отношении эпизод рассказа «Царь-медведь», описывающий встречу казака с медведем, при виде которого герой думает о медведе, называя его «старик», «дедушка», потому что он «боялся назвать его звериным именем даже мысленно, ибо медведь считается на Севере «знатливцем», способным читать мысли человека» [3, с. 97].

Таким образом, в этих и других литературных текстах отражено широкое распространение медвежьей мифологии и обрядности у народов Севера, их значение в повседневной жизни, быте и охотничьей практике. Этнографические наблюдения, включенные в ткань художественного текста, характеризуют В.Серошевского и В.Тана-Богораза как представителей т. н. «этнографической» литературы конца XIX — начала XX вв.

Список литературы:

1. Серошевский В.Л. Якутские рассказы, повести и воспоминания. — М.: Издательский дом «Кудук». —1997. — 592 с.

2. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — 2-е изд. — М.: 1993. — 736 с.

3. Тан-Богораз В.Г. Северные рассказы. — М.: Детгиз. — 1958. — 128 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»