Галерея образов, созданных Томасом Де Квинси в его автобиографических произведениях, ярка и специфична. Центральное место занимают образы парий, «людей дна», которые проходят через все творчество писателя. Ливанская принцесса, изгнанная деспотом-отцом, обманутая женихом девушка, умирающая от горя (“Suspiria de Profundis”), несчастные девочки-близнецы, ненавидимые собственной матерью, леди Карбери, готовая отдать все, что имеет, ради встречи с подругой детства («Автобиографические очерки»), девочка-бродяжка и проститутка Анна («Исповедь англичанина, любителя опиума») – такую галерею персонажей создает он в своих произведениях [3, с.62]. С нежностью и симпатией рисует он образ девочки-нищенки («Исповедь»), обитавшей с ним в одном доме, куда его из жалости пустил нечистый на руку человек, вынужденный скрываться от кредиторов. «Однако, осматривая новое жилище, я неожиданно нашел в нем еще одного обитателя – бедную и брошенную всеми девочку лет десяти. Она, кажется, сильно голодала и потому выглядела гораздо старше. Несчастное дитя поведало мне, как уже многие месяцы живет здесь в совершенном одиночестве, и бедняжка несказанно обрадовалась, узнав, что отныне я буду делить с нею страшные ночные часы…. бедное дитя, терпевшее телесные муки недоедания и холода, вообразило, будто бы дом населен привидениями, отчего, казалось, страдало еще сильнее» [2, с.29]. Так, «в темноте, холоде, безмолвии и одиночестве, проводили здесь долгие ночи голодный школяр и заброшенное дитя» [2, с.33]. Примечательно, что хотя бедственное положение героя-автора и несчастной девочки описано довольно подробно, очень мало говорится о внешности ребенка. Ее образ туманен. Не менее размыт и образ Анны, юной проститутки, подруги героя. Как настоящая романтическая героиня, она возникает ниоткуда и затем исчезает в никуда. И опять ничего не известно ни о ее истории, ни о ее судьбе.
Подобный способ повествования, когда образы появляются на какой-то промежуток времени, а затем опять исчезают, выбран автором не случайно. Думается, он мог бы сказать много больше о людях, с которыми делил кров и последний кусок хлеба. Однако целью повествования является не рассказ об их жизни, но раскрытие их внутреннего мира. Автор показывает, что они наделены прекрасными качествами, проявляющимися с большей яркостью в контрасте с их плачевным положением. Живя в мире страданий, они ценят крупицы внимания. Девочка рада юноше, разделившему её одиночество и «спасшему» её от призраков пустого дома. Анна способна отдать последнее, чтобы спасти юношу, с которым знакома меньше месяца.
Вызывают сострадание и поразительно реалистичные образы несчастных девочек-близняшек, венчающие галерею парий Де Квинси. В них конфликт отверженных и окружающего мира показан с особой остротой. «Бедные близнецы были, несомненно, некрасивы, настолько, что бесчувственные люди называли это уродством. Они также были глухи, золотушны, одна из них – обезображена мелкой сыпью, у них были сверкающие глазки, маленькие, как у хорька, и всегда полуприкрытые…», но поражала «их любовь друг к другу, как и их бесконечная печаль», и беспрекословное повиновение [3, 117-118].
Изучив персонажей автобиографических произведений. Де Квинси, можно отметить еще оду закономерность: он практически не уделяет внимания взрослым людям, которые также влачат нищенское существование и с которыми он, безусловно, встречался, живя на улицы. Героями его произведений становятся дети или юные девушки, что придает созданным. Де Квинси образам особую чистоту и пронзительность.
Такое реалистическое изображение отверженных у Де Квинси отражает его веру в то, что неизбежные и, в сущности, неизлечимые страдания человечества в какой-то степени преодолеваются только благородством и душевной стойкостью, социальное зло побеждается ценой нравственного очищения, которое достичь можно только через страдания.
Список литературы: