Несмотря на давнюю историю изучения поэтического текста, «до сих пор когнитивный потенциал и роль языкового сознания автора-творца текста, его специфический семиотический код, личностная концептосфера, механизмы и принципы репрезентации авторской ментальности в теоретико-методологическом плане исследованы не полностью, в то время как именно все это определяет уникальность, неповторимость и этико-эстетическую ценность поэтического текста как явления Культуры, как вербально-ментального суперзнака автора» [1, с. 31-32].
Менталитет и идиостиль представляют собой диалектическое единство [2, с. 19], поэтому изучение особенностей ментальных установок писателя невозможно без исследования языковых фактов [3, с. 54].
Тематически поэтические тексты Ю.В. Друниной можно структурировать по следующим направлениям – «Человек и любовь», «Человек и война».
Наиболее частотными грамматическими моделями, маркирующими образно-экспрессивное пространство поэтических текстов Ю.В. Друниной, являются именная и глагольная метафоры.
Основываясь на классификации денотатов Г.Н. Скляревской, мы выделили следующие типы регулярных метафорических переносов в поэтическом дискурсе Ю.В. Друниной: ФИЗИЧЕСКИЙ МИР → ПСИХИЧЕСКИЙ МИР, ПРЕДМЕТ → ПСИХИЧЕСКИЙ МИР, ПРЕДМЕТ → ПРЕДМЕТ.
По нашим наблюдениям, концептуальными метафорами, организующими семантическое поле «любовь» в текстах Ю.В. Друниной, являются: любовь – океан, любовь – весна, любовь – весна, любовь – оружье, любовь – щит, любовь – парламентёр, любовь – спутник жизни, любовь – земное чудо. Охарактеризованные нами концептуальные метафоры предстают способами отражения действительности в дискурсе поэта.
Список литературы:
1. Буянова Л.Ю. Поэтический текст как духовно-семиотический индикатор авторской ментальности // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: сб. материалов V Междунар. науч.-метод. конф. – Т. 2. – Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. – С. 31–35.
2. Ворожбитова А.А., Дружинина В.В. Менталитет и идиостиль как сущность и явление лингвориторической природы // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2004. – №4. – С. 19-29.
3. Дружинина В.В., Байырова О.А. Метафорические единицы в художественном дискурсе К.Г. Паустовского: к вопросу изучения // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности». – Тамбов, 2014. – С. 54–55.
4. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. 2-е изд., стереотипное. – СПб.: Филологический факультет СПБГУ, 2004. – 166 с.