Метод проектов и его функции в обучении устному общению на русском языке студентов бакалавров




Ахметова Нурлан Алымкуловна *
Таштанкулова Женишгул Жээнчороевна **

профессор*
Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына, Киргизия, г. Бишкек
старший преподаватель **
Нарынский государственный университет им. С Нааматова,Киргизия, г. Нарын


Аннотация: В статье рассматриваются функции метода проектов как интерактивного метода обучения: развивающая, интегрирующая, инструментальная, коммуникативная, диагностическая, прогностическая. Представлены основные этапы выполнения проекта.

Ключевые слова: метод проектов, компетентностный подход, развивающая функция, интегрируюшая, инструментальная, коммуникативная, диагностическая, прогностическая.




Библиографическое описание: Ахметова Н.А., Таштанкулова Ж.Ж. МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО ФУНКЦИИ В ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ОБЩЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.68-72


В условиях глобализации, развития рыночных отношений особенно важно управление активной деятельностью студентов, так как в настоящее время рост интеллектуального капитала считается одним из ключевых аспектов в достижении стратегических целей развития государства. В связи с этим эффективное формирование навыков устного общения у студентов в процессе их обучения в вузе должно осуществляться в процессе педагогического воздействия преподавателя на интерактивное обучение, в образовательной сфере особенно важным становится эффективное деятельностное обучение. На современном этапе развития образования должен происходить масштабный поворот во взглядах на цели, содержание, средства и методы обучения.

 Центральной целью является заказ общества, который находит воплощение в «Законе об образовании» Кыргызской Республики, в ГОСтах высшего профессионального образования.

Компетентностный подход, введенный в нормативную и практическую составляющую педагогического образования вызвал необходимость использования активных и интерактивных форм проведения занятий, направленности на профессионально ориентированное обучение, субъект-субъектный способ взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном пространстве вуза. Кроме этого, одним из приоритетных направлений образования, по мнению многих современных исследователей, становится интеграция образования, науки и менеджмента; заимствование методов менеджмента в сфере бизнеса, обучение не мелом и доской, а в деле; обучение, которое активизирует личностный опыт и интеграцию знаний из разных областей.

Одним из требований ГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» является обязательное использование интерактивных методов обучения, в частности метода проектов.

Метод проектов требует от студентов не простой репродукции информации, а творчества, креативности, поскольку такие задания содержат определенный элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов [3] .

Главными функциями проектной технологии являются: развивающая, интегрирующая, инструментальная, коммуникативная, диагностическая, прогностическая.

Развивающая функция является приоритетной (Закон КР «Об образовании»). Она обеспечивает динамику обучающего процесса, которая выражается в оптимизации её функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании всех умений, навыков студентов в устной речевой деятельности.

Развивающая функция метода проектов предполагает формирование у студентов способностей к реализации в их дальнейшей практической работе, в устном научном общении.

Для этого необходимо, во-первых, обеспечить овладение ими системно-деятельностным инструментарием, а во-вторых, сформировать у них те личностные качества, которые позволят им эффективно использовать сформированные компетенции в дальнейшей работе.

Проектные технологии способствуют развитию субъектности студента (самостоятельной творческой личности, способной адаптироваться в любой профессиональной ситуации и конструктивно преобразовывать ее), обеспечивают личностно-ориентированный педагогический процесс вуза.

Взаимодействие между преподавателем и студентами начинают выстраиваться на основе субъект-субъектных отношений. Эти взаимоотношения предполагают принятие педагогом активной позиции студента, признание за ним права на самостоятельность мыслей, высказывание мнений, отказ от убеждения, что существует единственно правильное мнение, которое принадлежит лидеру группы или преподавателю.

Интегрирующая функция метода проектов представляет собой применение знаний из других учебных дисциплин, что позволяет фокусировать их в контексте решаемой проблемы. Использование общей терминологии, объяснение одних и тех же закономерностей с точки зрения различных дисциплин формирует у студентов более полную лингвистическую картину мира. Наиболее многочисленные межпредметные связи существуют между дисциплинами «Современный русский язык» и «Зарубежная и русская литература», «История Отечества», «Современный кыргызский язык», можно организовать проекты на стыке дисциплин «Манасоведение» и «Современный русский язык». На филологическом факультете, направление «Кыргызский язык и литература» нами был предложен научно-исследовательский проект «Тюркизмы в русском языке (на примере эпоса «Манас»). [1, 2].

Инструментальная функция. Содержание образования практического курса русского языка может формироваться в зависимости от той парадигмы, которая существует в образовательном пространстве республики. Сегодня мало одних только знаний, у высококвалифицированного специалиста для преобразования конкретной действительности важно целостное видение глобализирующегося, прогрессирующего мира. В современной действительности содержание образования все больше ориентировано не на осуществление знаниевой функции, предполагающей получение недостающих знаний, а на освоение принципов, методов, приемов и средств рефлексивных процессов, приводящих к определению путей самостоятельного приобретения нового социального и профессионального опыта. Метод проектов мобилизует способности студентов к самостоятельному добыванию информации, способы и инструменты он выбирает сам.

Процесс формирования готовности студентов к самообразованию включает несколько компонентов. Целевой компонент, который, выполняя прогностическую функцию целеполагания, обеспечивает формирование самообразовательной деятельности студентов через умение постановки цели, определения задачи. Цель предвосхищает результат, который должен достичь студент, осуществляя в процессе изучения различных учебных дисциплин самостоятельную образовательную деятельность, что формирует у него профессиональную позицию, ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Содержательный компонент, обеспечивающий развитие у студентов умений самообразовательной деятельности, опыта практической деятельности, выполняет обучающую (приобретение языковых знаний и умений, формирование дискурсивной, лингвокультурологической, стратегической компетенций), воспитательную (формирование качеств личности, значимых для самообразовательной деятельности: память, воля, собранность, дисциплинированность и др.), организационную функции (умение сотрудничать, работать в команде).

Технологический компонент выполняет ориентирующую функцию и состоит из педагогической поддержки формирования самообразовательной деятельности студента.

Оценочный компонент, выполняя мониторинговую функцию, обеспечивает установление обратной связи преподавателя со студентами и получение информации об уровне сформированности самообразовательной деятельности в процессе выполнения проекта.

Коммуникативная функция предполагает формирование, совершенствование коммуникативной компетенции в сумме всех составляющих: языковой, лингвокультурологической, дискурсивной, стратегической. Проектная технология, являющаяся разновидностью технологии обучения в сотрудничестве, не только подготавливает к речевому общению, к умению установить контакт, но и приводит к совместному поиску решения проблем на основе устного общения. Выполняя проект, студент активен, он сам разрешает собственные затруднения. Другие участники ждут готового результата от той части, который был поручен ему, может быть, прибегая к помощи сокурсников или преподавателя. Коммуникативная функция, реализующаяся при проектной деятельности у студентов, очень важна как координация своих действий с другими студентами и членами иерархической социальной лестницы, социальных институтов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, соблюдением принципа социального партнерства при реализации проекта, получением социально значимого результата. Представление результатов выполнения проекта в виде устной презентации, причем каждый представляет свою часть, дает возможность участникам показать свои ораторские способности.

Диагностическая функция предполагает выявление причин возникающих у студентов проблем и затруднений, выбор наиболее подходящего педагогического средства и создание благоприятных условий для вовлечения их в проект, которая представляет собой квазипрофессиональную деятельность.

Диагностика включает: контроль динамики коммуникативно-социального развития и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установления правильного направления креативного развития студентов.

Для достижения целей формирования коммуникативной компетенции большое значение имеет реализация прогностической функции выполнения проекта студентами. Это обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными студентами в социальной жизни, в речевом развитии студентов, базирующегося на наблюдаемых данных.

На основе этого прогноза создается план управления студентами и план расчёта взаимодействия студентов друг с другом. Очень важно при создании групп по выполнению проекта учитывать межличностные взаимоотношения в группе, комфортность работы студентов друг с другом. Каждое такое интерактивное взаимодействие осознается студентами как событие в учебной жизни. Эти события очень эмоционально значимы. В связи с этим очень важно создавать ситуацию успеха у студентов.

Основные компоненты метода проектов, традиционно выделяемые исследователями, весьма редко оказываются представленными в развернутом, полном виде. Предлагаем основные этапы выполнения проекта: постановка проблемы; сбор фактического материала; систематизация и анализ полученного материала; выдвижение гипотез и проверка гипотез; их доказательство или опровержение; создание презентации.

Проект должен:

1) иметь неоднозначные решения;

2) являться практическим и полезным для студентов;

3) вызывать интерес;

4) максимально служить целям обучения.

Неоднозначность ответа и возможность найти свое собственное решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Этапы реализации проектного обучения: Первым является этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе со студентами предмет проблемы, трудности выполнения проекта. Выявляется суть, причины проблемы, обнаруживают противоречия, формулируется проблема.

На втором, поисково-вариативном этапе, осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия каждого студента в этом процессе, а также средства выполнения.

На третьем, практически действенном этапе, совершаются совместные со студентами реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят группу к решению проблемы.

На четвертом, аналитическом этапе, преподаватель и студенты анализируют готовый проект, прогнозируют возможность практического применения результатов. Рефлексивный компонент выполняет функцию стимулирования саморазвития, самовоспитания студентов, последействие предполагает осмысление студентов произошедших с ними изменений и проектирование дальнейших действий для самокоррекции.

 

Список литературы:

1. Ахметова Н.А. Патриотические идеи эпоса «Манас» в системе воспитания духовно-нравственных ценностей [Текст] / Н. А. Ахметова, Г.М. Калматова// Педагогический опыт: теория, методика, практика.-2016.-№ 1(6).- 74-76.

2. Ахметова Н. А. Использование метода проектов при обучении устному общению на русском языке как неродном [Текст] / Н. А. Ахметова, Ж. Ж. Таштанкулова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8).

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. —М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»