Методика обогащения речи курсантов терминологической лексикой




Кудасова Наталья Викторовна

доцент
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова , г. Рязань


Аннотация: В статье рассматривается вопрос об обогащении речи курсантов новой лексикой, расширяя их словарь за счет терминов и терминологических словосочетаний, изучаемых специальных дисциплин, и это обусловливает проблему анализа и отбора лексико-грамматического материала, на базе которого в процессе обучения формируется коммуникативная компетенция.

Ключевые слова: фоновое лексическое сопровождение, системность лексики, коммуникативная компетенция, оносемасиологический подход.




Библиографическое описание: Кудасова Н.В. МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ КУРСАНТОВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.42-44


Практическая направленность обучения русскому языку курсантов проявляется в том, что она ориентируется на конкретные, профессиональные цели обучения. Главная цель обучения курсантов состоит в содействии практическому овладению ими языком как средством получения образования по профилю вуза. Обучение должно обеспечивать учащимся возможность коммуникации на русском языке как в период учебы в вузе, так и после его окончания. Поэтому доминирующим является учебно-профессиональный слой лексики. Лексическая работа является составной частью комплексного обучения языку наряду с отработкой материала на уровне грамматики и фонетики. «От лексики» и «через лексику» курсанты овладевают речевой деятельностью, получают новую информацию, новые языковые знания, лексический материал.

Лексика усваивается тем успешнее, чем успешнее идет овладение ее словообразовательными и другими системными связями. Профессионально-терминологическая лексика не является исключением. Системность лексики имеет огромное значение для построения методической концепции обогащения речи студентов новой лексикой, расширения их словаря, поскольку позволяет строить работу на основе усвоения обучаемыми объективно существующих в языке связей. В этом заключается сущность системно-функционального подхода к изучению лексики, который в настоящее время широко используется методистами. Отбор и презентация системно организованной лексики активизирует процесс формирования коммуникативной компетенции.

В основу отбора лексического минимума в учебных целях должен быть положен критерий системности лексики.

Системность лексики проявляется прежде всего в группировке слов. Слова, как единицы лексики, взаимодействуют в языке, вступая друг с другом в различные отношения: парадигматические, синтагматические, ассоциативные [1,c.190]. В качестве примеров лексических парадигм могут быть названы синонимический ряд, антонимическая пара, лексико-семантическая группа, семантическое поле [1,170].

В качестве базовой лингвистической концепции, на основе которой возможно построение методики обогащения речи студентов, принимаем точку зрения Л.А.Новикова, который определяет семантическое поле как «множество языковых единиц, объединенных общим (инвариантным) значением» имея в виду, что сюда могут быть включены слова различных частей речи [1,c.73]. Внутри семантического поля слова могут входить во все типы семантических отношений, например, такие, как отношения синонимии, антонимии, словообразовательной деривации, гипонимии, полисемии, в синтагматические отношения и др.; оносемасиологический подход (от плана содержания к плану выражения).

При отборе профессионально-терминологического лексического минимума целесообразно руководствоваться оносемасиологическим подходом (от плана содержания к плану выражения). Без него невозможно восприятие лексики как определенной функционирующей системы [1,c.4]. Кроме того, оносемасиологический подход заставил нас обратиться в процессе отбора слов-существительных не к толковым словарям, а к словарям идеографического типа, в которых лексические единицы располагаются не по алфавиту, а систематизированы по тематическому (понятийному) принципу, то есть оносемасиологически .

За основу при отборе лексического минимума берем лексико-семантическую группу существительных со значением «механизм, деталь, прибор», причем лишь те слова, которые характеризуют взаимоотношение основных составных частей автомобиля. Эта ЛСГ находится внутри семантического поля со значением «механизм». Внутри данной ЛСГ слова вступают в парадигматические отношения: отношение синонимии и антонимии; гипонимии, объединяясь общим гиперонимом «часть механизма». За пределами ЛСГ, внутри семантического поля, слова-существительные вступают в отношения словообразовательной деривации, которые по сути своей, тоже являются парадигматическими, а также в синтагматические отношения. Таким образом, за основу словника берется лексико-семантическая группа существительных, вступивших в парадигматические связи. Синтагматические отношения на данном этапе не выявляются, это происходит на этапе автоматизации лексических единиц в процессе работы над фразой, текстом.

Например, слово «агрегат» является гипонимом по отношению к словосочетанию «состав автомобиля» и входит в ЛСГ существительных с этим значением. Оно имеет синонимы (механизм, устройство). За пределами ЛСГ, внутри поля, оно имеет сходную сочетаемость с ними (включать в состав агрегата, механизма; эксплуатация и ремонт устройства, механизма, агрегата), сходную словообразовательную деривацию (существительные, образованные от основного глагола с помощью суффикса –ениj, -аниj, -ость). Кроме того, это слово, будучи многозначным, вступает в отношения полисемии с другими лексико-семантическим вариантом со значением «часть какой-либо структуры» (так называемая смысловая ассоциация). Таким образом, профессионально-терминологический тезаурус дисциплины технического профиля включает в себя кроме основной лексической единицы еще синонимы, антонимы, гипонимы к ней.

Словообразовательные связи прочно закрепляют в сознании обучаемого значительные группы сходных слов, что подтверждает необходимость взаимосвязанного изучения морфемного состава и способа образования слов с формированием коммуникативной компетенции обучаемых.

В качестве актуального критерия отбора профессионально-терминологического лексического минимума мы рассматриваем такое коммуникативное явление, как частотность употребления слов - терминов, например, «система зажигания», «аккумуляторная батарея» гораздо чаще используется в текстах, чем такие слова, как «магнето», «угол опережения», поэтому первая группа слов вводится в активный словарь, а вторая – лишь в пассивный.

Критерием отбора лексического минимума может служить фоновое лексическое сопровождение, в соответствии с которым каждый термин имеет систему устойчивых лексических связей, осуществляемых во фразе слова, сопровождающих определенный термин в текстовых условиях, являются как бы обязательным фоном функционирования данного термина.

При отборе материала учиываются коммуникативные потребности, в процессе реализации которых необходимы знания терминов и их словообразования, терминологических словосочетаний и правил синтаксической сочетаемости слов в них.

Список литературы:

1. Новиков, Л. А. Лексическая семантика // Современный русский язык: Теоретический курс: Лексикология /Л. А. Новиков, В. В. Иванов, Е. И. Кедайтене.–М.: Рус. яз.,1987. –236с.

2. Шмелёв, Д. Н.Проблемы семантического анализа лексики Д.Н. / Шмелёв .–М.: Наука, 1973.–264 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»