Процессный подход к построению системы управления организацией, получивший название «реинжиниринг бизнес-процессов», был сформулирован в начале 90-х годов М. Хаммером и Д. Чампи и быстро получил широкое распространение за рубежом, а с начала 2000-х гг. и в России. Реинжиниринг можно определить, как концепцию организационного менеджмента, основанную на рассмотрении в качестве основного объекта моделирования системы управления бизнесом не традиционную вертикальную декомпозицию функций (работ) и организационных звеньев, а систему горизонтально взаимосвязанных бизнес-процессов. Каждый бизнес-процесс представляет цепь логически связанных через ресурсные и/или информационные потоки повторяющихся функций (работ), объединенных для создания продукта или услуги, представляющих ценность для внешнего или внутреннего потребителя. В ходе реинжиниринга, бизнес-процесс должен быть описан (в виде схемы, текста и/или таблицы), всесторонне проанализирован, а затем усовершенствован с учетом его взаимосвязей с другими процессами. Популярность процессного подхода, объясняется тем, что в своей практической деятельности руководители всегда анализировали производственные проблемы в терминах управления бизнес-процессами, но у них отсутствовала необходимая методическая база. При этом в 90-ые годы реинжиниринг подвергался критике именно за то, что не предлагала инструментов анализа бизнес-процессов, а ограничивался описанием их потенциальных недостатков. Изучение практики реинжиниринга позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день сформировалось четыре основных метода анализа бизнес-процессов.
Метод анализа факторов влияющих на результат (диаграмма Исикавы), состоит в установлении причинно-следственных связей между факторами, влияющими на достижение желаемого результата процесса. Формируется диаграмма, включающая шесть базовых факторов: методику, материал, персонал, измерение, механизм, среду. Она наглядно демонстрирует, какие из факторов способствуют достижению результата, а какие наоборот мешают.
Суть метода последовательного анализа процессов «5W+1H» заключается в том, что специалист анализирует последовательно операции процесса, отвечая на набор систематизированных вопросов, касающихся сути операции и ее места в процессе («Почему это делается?»; «Что делается?»; «Когда это делается?»; «Где это делается?»; «Кто это делает?»; «Как это делается?» ). Это позволяет, проверить достаточную обоснованность организации процесса.
Модель восприятия ценностей Нориаки Кано дает возможность проанализировать результаты реализации бизнес-процесса на соответствие установленным ожиданиям конечного потребителя процесса («обязательным», «количественным» и «инновационным» потребительским ценностям).
Метод анализа уровня зрелости процессов оценить – заключается в оценке «зрелости» процесса через количественную оценку совокупности показателей, характеризующих качество организации и управления процессом.
Список литературы:
Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты для совершенствования / Бьерн Андерсен – М.: Изд-во «Стандарты и качество», 2003. – 347 с.