Формирование гражданских качеств младших школьников является необходимым условием осуществления воспитательного процесса в современной начальной школе. В настоящее время резко возросли проблемы: экстремизма, социального неравенства, деградации духовных ценностей. Все это делает необходимым уже в младшем школьном возрасте формировать, а затем и развивать гражданские качества личности.
По мнению Б.Т.Лихачева, содержание общегражданского сознания, обусловливает его функции:
-воспитательная функция – влияние гражданского сознания на формирование общественного мнения;
-социальная функция – стабилизация внутреннего положения в обществе;
-культурно-просветительская– побуждение к творчеству;
-психологическая функция – целенаправленно формирует человеческие качества и черты характера [1].
В современном гражданском обществе одной из центральных идей является идея свободы и ценность каждой личности. Любой человек – гражданин. Но ребенок находится под контролем взрослых. Таким образом, главным в развитии гражданской личности является процесс воспитания.
Воспитание гражданских качеств младшего школьника – это система ценностного отношения к общечеловеческим проблемам, обществу, знаменитым личностям, их поступкам. Основной целью воспитания гражданских качеств младших школьников является воспитание у ребенка общественных нравственных идеалов, чувств любви к Родине, формирование гражданской личности.
Важным условием формирования и развития гражданских качеств ребенка является возникновение познавательных интересов, формирование положительного отношения к окружающему. Общение с педагогами в семье способствует развитию познавательного интереса ребенка. Взрослые как бы создают для ребенка еще не достигнутый уровень познавательной деятельности «зону ближайшего развития» [2]. При этом необходима правильная организация деятельности детей, так как именно в ней усваиваются их собственные знания и чувства.
Любовь к Родине– это многообразное, сложное чувство. Воспитание его осуществляется на основе других чувств: ласки, доброты, переживания, симпатии. С развитием ребенка усиливаются и чувства, они распространяются на большее количество предметов, явлений, людей.
Еще одной важной задачей является воспитание гражданина своей страны, готового участвовать в жизни общества.
Педагог, совместно с семьей, может использовать различные виды и формы деятельности (учебную, игровую, спортивную), способствуя формированию трудолюбия, сопереживания, гуманности. Игра – важный вид деятельности в жизни ребенка. Игра в педагогической деятельности – средство формирования гражданских качеств личности.
Основными составляющими гражданского воспитания являются: нравственное, правовое и политическое воспитание. Данные процессы осуществляются посредством организации учебной, внеклассной и внеурочной деятельности.
Таким образом, формирование гражданских качеств в младшем школьном возрасте, гражданского поведения – основные составляющие гражданского воспитания в начальной школе.
Список литературы:
1.Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие для студентов педагог, учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК.-4-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-М,2001.- [1, с.670].
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Выготский Л.С., ред. В.В.Давыдов.- М.: Педагогика, 1991.- [2,с.480].