Методы формирования гражданских качеств младших школьников




Краснова Александра Ивановна *
Мусс Галина Николаевна**

учитель начальных классов, магистрант *
кандидат педагогических наук, доцент **
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, г. Оренбург


Аннотация:В статье рассмотрены идеи гражданского воспитания младших школьников, представлены методы гражданского воспитания в современный период.

Ключевые слова: младший школьник, гражданские качества, методы гражданского воспитания.




Библиографическое описание: Краснова А.И., Мусс Г.Н. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.52-53


Формирование гражданских качеств младших школьников является необходимым условием осуществления воспитательного процесса в современной начальной школе. В настоящее время резко возросли проблемы: экстремизма, социального неравенства, деградации духовных ценностей. Все это делает необходимым уже в младшем школьном возрасте формировать, а затем и развивать гражданские качества личности.

По мнению Б.Т.Лихачева, содержание общегражданского сознания, обусловливает его функции:

-воспитательная функция – влияние гражданского сознания на формирование общественного мнения;

-социальная функция – стабилизация внутреннего положения в обществе;

-культурно-просветительская– побуждение к творчеству;

-психологическая функция – целенаправленно формирует человеческие качества и черты характера [1].

В современном гражданском обществе одной из центральных идей является идея свободы и ценность каждой личности. Любой человек – гражданин. Но ребенок находится под контролем взрослых. Таким образом, главным в развитии гражданской личности является процесс воспитания.

Воспитание гражданских качеств младшего школьника – это система ценностного отношения к общечеловеческим проблемам, обществу, знаменитым личностям, их поступкам. Основной целью воспитания гражданских качеств младших школьников является воспитание у ребенка общественных нравственных идеалов, чувств любви к Родине, формирование гражданской личности.

Важным условием формирования и развития гражданских качеств ребенка является возникновение познавательных интересов, формирование положительного отношения к окружающему. Общение с педагогами в семье способствует развитию познавательного интереса ребенка. Взрослые как бы создают для ребенка еще не достигнутый уровень познавательной деятельности «зону ближайшего развития» [2]. При этом необходима правильная организация деятельности детей, так как именно в ней усваиваются их собственные знания и чувства.

Любовь к Родине– это многообразное, сложное чувство. Воспитание его осуществляется на основе других чувств: ласки, доброты, переживания, симпатии. С развитием ребенка усиливаются и чувства, они распространяются на большее количество предметов, явлений, людей.

Еще одной важной задачей является воспитание гражданина своей страны, готового участвовать в жизни общества.

Педагог, совместно с семьей, может использовать различные виды и формы деятельности (учебную, игровую, спортивную), способствуя формированию трудолюбия, сопереживания, гуманности. Игра – важный вид деятельности в жизни ребенка. Игра в педагогической деятельности – средство формирования гражданских качеств личности.

Основными составляющими гражданского воспитания являются: нравственное, правовое и политическое воспитание. Данные процессы осуществляются посредством организации учебной, внеклассной и внеурочной деятельности.

Таким образом, формирование гражданских качеств в младшем школьном возрасте, гражданского поведения – основные составляющие гражданского воспитания в начальной школе.

 

Список литературы:

1.Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие для студентов педагог, учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК.-4-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-М,2001.- [1, с.670].

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Выготский Л.С., ред. В.В.Давыдов.- М.: Педагогика, 1991.- [2,с.480].

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»