+7 989 669 15 15



Методы психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста




Журавлёва Евгения Сергеевна*
Горбунова Наталия Евгеньевна**

студентка *
ст. преподаватель**
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Россия, г. Екатеринбург


Аннотация: В данной статье приводится описание наиболее эффективных методов психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: психологическая коррекция, дети старшего дошкольного возраста, игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия.




Библиографическое описание: Журавлёва Е.С., Горбунова Н.Е. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.135-137


В настоящее время проблема тревожности существенно обострилась и становится все более актуальной для детей старшего дошкольного возраста. Это подчеркивают в своих научных исследованиях Е.В. Дубинская, Г.Р. Шагивалеева, В.С. Чернявская, В.О. Смирнова и др. Под тревожностью следует понимать личностную черту, проявляющуюся в легком и частом возникновении состояний тревоги [4, с. 325]. Исследования С.Л. Никоновой, В.С. Чернявской и И.И. Обидион показывают, что для многих детей старшего дошкольного возраста характерен повышенный уровень тревожности, который выражается в заниженной самооценке, появлении чувства тревоги, застенчивости, высоком эмоциональном напряжении [6, с.273].

Последствия длительного пребывания в состоянии тревоги отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка: тревожность становится устойчивой свойством личности, подкрепляются негативные характерологические черты, а это, в свою очередь, может существенно затруднить адаптацию ребенка в обществе и дальнейшую его социализацию.

Исходя из этого, можно констатировать необходимость поиска методов психокоррекции тревожности, которые будут адекватны, эффективны и доступны для детей старшего дошкольного возраста. О некоторых из всего многообразия методов психологической коррекции тревожности пойдет речь в данной статье.

Психологическая коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста включает в себе множество различных методов. Самыми распространенными в практике дошкольного психолога являются игротерапия, сказкотерапия и песочная терапия (И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.Ю. Головин, Т.В. Ананьева, Л.М. Костина, Я.В. Талюк).

История применения игротерапии как метода психологической коррекции уходит корнями в начало XX века, где она впервые начала применяться в рамках психоаналитического течения в психологии (А. Фрейд, М. Клайн, Г. Гут-Гельмут), затем разработкой этого метода занимался Д. Леви, который целенаправленно использовал игру как средство отреагирования, а в отечественной психологии вклад в развитие игротерапии внесли такие известные психологи, как Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров [5, с. 54].

Игра является не только ведущей деятельностью дошкольного возраста, но и эффективный способом отреагирования различных конфликтов, негативных эмоций и переживаний ребенка (В. Оклендер, Д.Б. Эльконин). Н. Вебб считает, что игротерапия является психотерапевтическим методом, который основан на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных игровых материалов [5, с. 56]. Таким образом, игротерапия способствует снижению эмоционального напряжения, социальной депревации, повышению самооценки, обучает ребенка социально-приемлимым стратегиям поведения в ситуации тревоги, формирует навыки саморегуляции.

Не менее эффективным методом коррекции тревожности является сказкотерапия. Сказкотерапия – это «лечение сказками», которое заключается в осмыслении детьми прочитанного литературного текста (сказки) [2, с. 13].

Многие исследователи (Д.М. Арановская-Дубовик, А.В. Запорожец, Т Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.А. Репина, Л.П. Стрелкова, Б.М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.) доказывают, что, используя метафорические ресурсы сказки, можно эффективно способствовать развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста.

И.В. Вачков утверждает, что метафорический смысл сказки часто усваивается только на подсознательном уровне и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций [2, с.14]. Это позволяет считать сказки и метафоры важным психотерапевтическим приемом, помогающим ребенку упорядочить свой внутренний мир.

Я.Л. Обухов отмечает, что сказка воспроизводит кризисные жизненные ситуации, поэтому учит ребенка переживать свой страх, направляя и проецируя его в конкретные сказочные образы [3, с.5]. Сказка позволяет ребенку справиться со своими переживаниями и на примере сказочных героев усвоить стратегии поведения в ситуации тревоги, поэтому метод сказкотерапии является эффективным в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Не менее популярный методом в коррекции тревожных состояний является песочная терапия, предложенная К.Г. Юнгом, которая входит в число аналитических техник и предполагает процесс воспроизведения ребенком на песке собственного мира в миниатюре. В процессе таких занятий ребенок отражает в постройках, играх с песком свои скрытые переживания и мысли, которые он не вербализирует [1, с. 8]. Большой вклад в развитие этой психокоррекционной техники внесли отечественные педагоги Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Н.Т. Грабенко [1, с. 8]. Они подчеркивают, что в процессе манипуляций с песком, ребенок имеет возможность выразить свои глубокие переживания, избавиться от страхов, научиться справляться с негативными эмоциями, снять психоэмоциональное напряжение, что в совокупности будет оказывать благоприятное воздействие на эмоционально-волевую сферу ребенка и поможет скоррегировать тревожность [7].

Профилактика и коррекция тревожности – важное направление в работе детского психолога, так как это забота о психологическом, соматическом и нравственном здоровье дошкольников. Поэтому психологу очень важно верно подобрать метод психокоррекции детской тревожности – он обязательно должен отвечать критериям адекватности, доступности и эффективности.

 

Список литературы:

1.  Бондаренко, У.Н. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением / У.Н. Бондаренко, Ю.А. Мичурина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014 г. – № 7. – С.8-10.

2.  Вачков, И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога / И.В. Вачков // Современное дошкольное образование. – 2008 г. – № 4 – С.12-17.

3.  Никонова, С.Л. Психолого-педагогическая коррекции старших дошкольников / С.Л. Никонова // Концепт. – 2015 г. – №1. – С. 3-6.

4.  Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.

5.  Слюсарева, Е.С. Методы психологической коррекции / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. Изд.: Ставрополь, 2008г. – 240 с.

6.  Чернявская, В.С. Тревожность дошкольников и стили родительского воспитания / В. С. Чернявская, И. И. Обидион // Мир науки, культуры и образования. – 2015г. – № 3. – С. 272-274.

7.  Богапова, Т.Г. Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста / Т.Г. Богапова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/08/14/proekt-puteshestvie-v-pesochnuyu-stranu-pesochnaya

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.