МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА




Абрамова Виктория Павловна, Орестова Ксения Александровна,

студентки, «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов.

В процессе развития ЕС его государства пришли к выводу, что решение проблем правового регулирования миграционной политики требует комплексного подхода. Первым крупным мероприятием ЕС в сфере юстиции и внутренних дел стал саммит глав государств и правительств в финском городе Тампере 15 - 16 октября 1999 г., который определил общую политику в сфере иммиграции и убежища. Иммиграционная политика Евросоюза стала одним из приоритетов французского председательства в ЕС во второй половине 2008 года, и Пакт стал главным результатом активной деятельности Президента Н. Саркози. Пакт представляет собой программу формирования общей иммиграционной политики Евросоюза по пяти основным направлениям. Анализ основных направлений политики ЕС (охрана границы ЕС, высылка нелегалов, уголовное преследование торговцев людьми и предпринимателей, использующих рабский труд, меры против фиктивных браков, информационный обмен и визовая политика, защита прав жертв торговцев, особенно детей) выявляет комплексный подход ЕС к феномену нелегальной иммиграции. Надо отдать должное Евросоюзу, в последние годы много усилий приложено для борьбы с "притягивающими факторами", а именно преследованию не столько жертв трафика, сколько его организаторов и тех, кто использует труд иммигрантов незаконно. Кроме того, проблему нелегальной иммиграции невозможно решить вне общего развития иммиграционной политики, а также и пространства свободы, безопасности и правосудия в целом. Создание общих, хотя и минимальных стандартов, правил и процедур в рамках пространства, взаимное признание судебных решений, гармонизация основ уголовного законодательства государств-членов - все эти меры непосредственным образом способствуют укреплению такого важного направления, как противодействие нелегальной иммиграции. В настоящее время данные вопросы остро встали перед всеми странами. Ведутся горячие дискуссии по созданию новых, соответствующих изменившейся ситуации механизмов управления миграцией, в первую очередь законодательных. Вместе с тем оптимизация миграционной политики в Европе невозможна без решения вопросов, связанных с социально-психологической, культурно-языковой адаптацией иммигрантов.

Ключевые слова: Ключевые слова: миграционное право,миграционная политика,ЕС.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В процессе развития ЕС его государства-члены пришли к выводу, что решение проблем правового регулирования миграционной политики требует комплексного подхода. Первым крупным мероприятием ЕС в сфере юстиции и внутренних дел стал саммит глав государств и правительств в финском городе Тампере 15–16 октября 1999 г., который определил общую политику в сфере иммиграции и убежища. Иммиграционная политика Евросоюза стала одним из при оритетов французского председательства в ЕС во второй половине 2008 г., и Пакт об иммиграции и убежище стал главным результатом активной деятельности президента Н. Саркози. Пакт представляет собой программу формирования общей иммиграционной политики Евросоюза по пяти основным направлениям.

1. Государства-члены будут по-прежнему нести ответственность за контроль над своим участком границы, опираясь при этом на обязательные нормы шенгенского законодательства. Таким образом, в отношениях между Брюсселем и странами ЕС сохранится принцип субсидиарности. Однако страны, более всего страдающие от наплыва нелегальных иммигрантов, смогут рассчитывать на помощь отрядов ФРОНТЕКС, действующих на наднациональном уровне.

2. Регулирование легальной миграции будет осуществляться в соответствии с возможностями каждого государства-члена принимать и трудоустраивать иммигрантов. Эта сфера по-прежнему остается главным образом в компетенции национальных государств. Они сами будут определять условия въезда в страну и число приезжих[1].

3. Одновременно предлагаются меры по сокращению притока неквалифицированной иностранной рабочей силы, главным образом в виде нелегальной иммиграции.

4. Создается общая система предоставления убежища.

5. Предусматриваются меры поддержки стран — экспортеров мигрантов. Для стимулирования сотрудничества этих стран в борьбе против нелегальной иммиграции Евросоюз предоставляет возможности легальной иммиграции граждан этих государств для работы и обучения в странах ЕС. Будет также поощряться добровольное возвращение нелегальных иммигрантов на родину, а так же будут обеспечены условия для инвестирования заработка легальных мигрантов в странах ЕС в экономику их родных государств.

Предложение Н. Саркози о введении «контрактов для иммигрантов», обязывающих потенциальных иммигрантов разделять ценности Евросоюза, не нашло поддержки у государств-членов и поэтому не вошло в Пакт. Одновременно ЕС пытается воздействовать на такой «притягивающий фактор» нелегальной иммиграции, как спрос на теневых рынках рабочей силы.

В мае 2007 г. Комиссия ЕС представила новые предложения против использования труда нелегальных иммигрантов, охарактеризовав свою инициативу как составную часть массированного удара по нелегальной иммиграции. Новое законодательство основывается на трех главных принципах.

 Во-первых, вводятся новые административные требования, которые работодатели должны будут выполнить, прежде чем нанимать иностранцев.

Во-вторых, предполагается гармонизация процедуры рассмотрения судебных исков против нарушителей.

В-третьих, в планы Комиссии также входит увеличение с 2 до 10% количества компаний, которые подвергаются ежегодной проверке на предмет выявления случаев использования нелегального труда.

Результаты выполнения Плана ЕС по борьбе с трафиком людей свидетельствуют об определенных успехах деятельности государств-членов, которые, тем не менее, не смогли кардинальным образом переломить ситуацию.[2] Евросоюз решил либерализовать рынок труда для высококвалифицированных мигрантов из стран, не входящих в ЕС. Получить «голубую карту» будет несложно при наличии соответствующей вакансии, опыта работы в данной сфере (не менее 5 лет) либо диплома о высшем образовании по данной специализации, признанного в ЕС образца. Однако за принимающей стороной остается право отказать лицу в получении документа либо прекратить его действие досрочно. Срок действия карты будет составлять три года с возможностью его продления до пяти лет. Однако если срок действия трудового договора истекает раньше трех лет, то и действие карты сокращается соответственно сроку, указанному в договоре плюс шесть месяцев. Государства-члены будут ежегодно устанавливать квоты на выдачу «голубых карт».

Для предотвращения роста нелегальной иммиграции в ЕС должны быть созданы необходимые рычаги в виде соответствующих документов, допускающих на работу граждан третьих стран на законных основаниях, однако ограничивающих сроки и сферы их занятости. На данный момент существует 27 различных визовых режимов в каждом государстве-члене, а с упрощением процедуры «откроется дверь» для законного въезда на территорию ЕС, и процент нелегалов сократится. Не остался без внимания и такой способ проникновения в Евросоюз, как заключение фиктивных браков. В ноябре 2008 г. Совет пришел к согласию относительно усиления мер по противодействию фиктивным бракам между гражданами государств — членов ЕС и лицами из стран, в Евросоюз не входящих.

Усовершенствование охраны внешних границ Евросоюза всегда рассматривалось как один из методов противодействия нелегальной иммиграции. В июне 2005 г. в Варшаве начало работать новое Агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств — членов ФРОНТЕКС (FRONTEX). Государства-члены, расположенные по периметру внешней границы ЕС, также возлагают большие надежды на Агентство, и, как оказывается, слишком большие. Материальные возможности и полномочия его ограничены, главную роль в обеспечении пограничной безопасности продолжают играть национальные пограничные службы. Анализ основных направлений политики ЕС (охрана границы ЕС, высылка нелегалов, уголовное преследование деятельности торговцев людьми и предпринимателей, использующих рабский труд, меры против фиктивных браков, информационный обмен и визовая политика, защита прав жертв торговли людьми, особенно детей) выявляет комплексный подход ЕС к феномену нелегальной иммиграции. Надо отдать должное Евросоюзу: в последние годы много усилий приложено для борьбы с «притягивающими факторами», а именно преследованию не столько жертв трафика, сколько его организаторов и тех, кто использует труд иммигрантов незаконно. Кроме того, проблему нелегальной иммиграции невозможно решить вне общего развития иммиграционной политики, а также и пространства свободы, безопасности и правосудия в целом. Создание общих, хотя и минимальных стандартов, правил и процедур в рамках пространства, взаимное признание судебных решений, гармонизация основ уголовного законодательства государств-членов — все эти меры непосредственным образом способствуют укреплению такого важного направления, как противодействие нелегальной иммиграции. Все более возрастает значение международного сотрудничества в борьбе с угрозами внутренней безопасности.

Взаимодействие со странами, не входящими в Европейский союз, и международными организациями как часть внешней политики ЕС реализуется в форме разного рода соглашений, которые заключает ЕС, его агентства и ведомства, а также государства-члены, совместных оперативных действий, обмена информацией, образовательных программ. Отсутствие доверия между партнерами по борьбе с организованной преступностью, разногласия по экономическим и политическим вопросам играют на руку криминальным группировкам. Равная же ответственность за построение общеевропейского пространства внутренней безопасности как главный принцип сотрудничества способно принести ожидаемые результаты как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе.

Новые тенденции в развитии миграционной политики ЕС дает вступление в силу Лиссабонского договора. По новому Договору усовершенствованная процедура принятия решений — совместное принятие решений (законодательная инициатива, исходящая от Комиссии, голосование квалифицированным большинством в Совете, полноправное участие Европарламента) — в рассматриваемой нами области становится стандартной законодательной процедурой. Правительства стран Европейского союза в скором времени должны скоординировать усилия в отношении следующих аспектов:

– совершенствовать не только вторичную правовую базу в области миграционной политики, но и создать первичную;

– разработать общую политику по предоставлению убежища, гармонизировать национальные законодательства в этом вопросе;

– дополнить законодательную базу в области незаконной миграции и контролировать исполнение уже существующих нормативных актов;

– создать законодательную базу по вопросам межгосударственного кадрового обмена в рамках ЕС, так как единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы.

В настоящее время данные вопросы остро встали перед всеми странами. Ведутся горячие дискуссии по созданию новых, соответствующих изменившейся ситуации, механизмов управления миграцией, в первую очередь законодательных. Вместе с тем оптимизация миграционной политики в Европе невозможна без решения вопросов, связанных с социально-психологической, культурно-языковой адаптацией иммигрантов.

 

Список литературы:

1.        Лафитский В. И. Миграционное право Европейского Союза // Международное и европейское право. 2011.

2.        Кешикова Н. В. Права человека, глобализация, миграция: обзор современных концептуальных подходов в международном праве // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. Иркутск. 2012.

3.        Шапиев К.А. Анализ миграционных процессов в Европейском Союзе // Международное публичное и частное право. № 6. 2010.

4.        Коннова А.Д. Стратегия Европейского союза по борьбе с нелегальной иммиграцией // Миграционное право. — 2009. — № 1. — С. 25–30.

5.        Шапиев К.А. Особенности семейной миграции в ЕС // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. № 12 (132). 2012.

6.        Овчинникова А. Незаконная миграция как новый вызов международной и национальной безопасности// Российский следователь. — 2009. —№ 6. — С. 14–16.

 

 



[1] См.: Овчинникова А. Незаконная миграция как новый вызов международной и национальной безопасности// Российский следователь. — 2009. —№ 6. — С. 14–16.

[2] См.: Коннова А.Д. Стратегия Европейского союза по борьбе с нелегальной иммиграцией // Миграционное право. — 2009. — № 1. — С. 25–30.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»