+7 989 669 15 15



Модели социальной защиты населения




Занина О.В.

ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И.И. Иванова», г. Курск, Россия.

В статье рассмотрены три основные модели, сгруппированные по определенным признакам: модель Бевериджа, модель Бисмарка, Шведская модель. Проведена сравни-тельная характеристика моделей социальной защиты населения на примере конкретных стран, в том числе и России.

Ключевые слова: Ключевые слова: модели социальной защиты населения,модель Бевериджа,модель Бисмарка,Шведская модель.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Для любой страны, не зависимо от ее политического устройства, главной частью политики является социальная защита населения. Каждое государство обладает определенными географическими, историческими, культурными, экономическими и другими признаками, определяющими в конечном итоге выбранную модель социальной защиты. Не стоит забывать и о том, что в ходе эволюции одна система «заимствовала» некоторые элементы у другой, тем самым, поэтапно создавая национальную, и как следствие, образовывая собственную модель социальной защиты населения.

Наиболее значительными при рассмотрении моделей социальной защиты населения являются социально – трудовые отношения. На их основе существует три основные модели, сгруппированные по определенным признакам.

Модель социальной защиты Бисмарка построена на основе обязательного социального страхования работника и как следствие его материальном достатке в случае страхового случая.

Модель Бевериджа отличают следующие характерные особенности: во-первых, государство должно предоставлять ряд гарантий всему населению, работодатели – социальное страхование для наемных работников и сами работники пользоваться добровольным личным страхованием; во-вторых, государственные гарантии выражены в большей степени как предоставление прожиточного минимума; в-третьих, государственная социальная политика направлена на здравоохранение, защиту семьи и ликвидацию безработицы.

Шведская модель построена на двух основных принципах – равенство и полная занятость. Данная модель характеризуется тем, что финансирование социальных расходов осуществляется за счет налоговых поступлений, при этом действует прогрессивная шкала налогообложения (все платят одинаковую процентную долю от своего дохода, она достигает 65%), действует отраслевое договорное регулирование заработной платы, государство с целью создания полной занятости регулирует создание рабочих мест.

Таким образом, в систему социальной защиты населения в индустриально развитых странах включены две основные категории – социальное страхование и государственное социальное обеспечение. Функционирование данных систем осуществляется по четко выбранной модели, что гарантирует населению получение всех необходимых гарантий для жизнедеятельности.

Наряду с европейскими и другими странами в России нет конкретной модели социальной защиты населения. Социальная политика Российской Федерации (РФ) осуществляется по нескольким направлениям:

- гарантии нормальных условий жизни от рождения и до старости;

- охрана здоровья, условия для жизни, обеспечение жильем;

- защита конституционных прав гражданина;

- обеспечение условий для создания семьи, защита материнства и др.

Отсутствие четко выбранной социальной модели привело к тому, что в РФ нет определенной стратегии социальной политики, и как следствие, произошел и «разрыв» взаимосвязей между государством и гражданином. Показатели минимальных гарантий (прожиточный минимум, пенсии) не только существенно отличаются от европейских держав, но и не выполняют свои функции для российского населения.

Уровень жизни стремительно снижается, по данным Федеральной службы статистики общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии МОТ, в январе 2011 года увеличилась примерно на 5,9% - до 5 миллионов 709 тысяч человек, а уровень безработицы - с 7,2% до 7,6% экономически активного населения. При этом численность официально зарегистрированных безработных в течение января выросла более чем на 1,2%, составив 1 миллион 609 тысяч человек. Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по России - 18,9 млн. человек, а его доля в общей численности населения 13,5 %. Среднедушевые доходы россиян в январе 2011 года составляли 14014 рублей, что ниже на 48,7 % по сравнению с декабрем 2010 года. Реальная зарплата в январе 2011 года снизилась на 23,8 % по сравнению с уровнем декабря 2010 года [1].

В таблице 1 на основе данных Федеральной службы государственной статистики [1], а также согласно показателям Евростата [2], представлена сравнительная характеристика моделей социальной защиты населения за 2009 год.

Таблица 1

Сравнительная характеристика моделей социальной защитынаселения на примере конкретных стран.

Характеристики

Модель России

Модель

Бевериджа

Модель Бисмарка

Шведская модель

Страна

Россия

Великобритания

Германия

Швеция

Единица измерения показателей

RUB

EUR

EUR

EUR

Удельный вес социальных

выплат на социальную защиту в % от ВВП

 

10,9

 

29,2

 

31,4

 

32,1

Размер пособия по безработице в национальной валюте

 

850

 

175,2

 

489,8

 

353,3

Средний размер пенсий в национальной валюте

 

6177,4

 

2609,2

 

3393,0

 

3502,6

Перераспределение средств между группами с высокими и низкими группами доходов

сверх

высокое (50%)

 

минимальное (25%)

 

среднее

(35%)

 

высокое (40%)

 

Уровень жизни в странах, основой социальной политики которых являются вышеперечисленные системы, довольно высок, население защищено как минимальными гарантиями, так обладают высокой культурой в области добровольного личного страхования.

По сравнению с развитыми странами удельный вес социальных выплат на социальную защиту населению в России практически в три раза меньше. Минимальные гарантии в виде пенсий и пособия по безработице существенно указывают на уровень жизни каждой из сравниваемых стран. По перераспределению средств между группами с высокими и низкими группами доходов РФ занимает лидирующее место, но, к сожалению, по сверх высокому распределению. Это говорит о несовершенной социальной политики по отношению к населению. Может быть России позаимствовать опыт у других стран?

Список литературы:

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru
  2. Eurostast [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/

 

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»