Основной задачей на современном этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества является возрастающее требование к физической подготовленности студентов.
Следует признать, что, несмотря на провозглашенную оздоровительную направленность занятий физической культурой, здоровый образ жизни, к сожалению, не стал главной ценностью каждого студента. Поэтому задача развития мотивации студентов на здоровый образ жизни средствами физической культуры является одной из приоритетных задач высшей школы.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывает здоровье молодых людей, студентов, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России. Однако данные физического состояния молодых людей свидетельствуют, что их здоровье далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества [2, с.47].
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития человека. Именно на основе интереса молодых людей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
«ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия» (А.П. Лаптева). Важным показателем здоровья является работоспособность человека. ЗОЖ включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим и т.п.
Понятие “образ жизни” трактуется как тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления [3,с.132]. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основания говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающих оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой. Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований психогигиены, рационального питания, личной гигиены, активный двигательный режим, систематические занятия физической культурой, эффективное закаливание, организация досуга, отказ от вредных привычек [4,с.216].
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья молодого поколения. Поэтому формирование мотивации на этот стиль жизни у студентов - задача государственного значения. В первую очередь должна быть перестроена работа, основанная на принципах гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение студента из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению; демократизация в отношениях преподавателя и студента; формирование у человека мотивации разностороннего и гармоничного развития [2, с.63].
Основными показателями и компонентами здорового образа жизни и физической культуры личности являются:
- отношение личности к своему телу как к ценности;
- характер этого отношения, предполагающий сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме и совершенствования своего физического состояния, различных его параметров: здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей.
- многообразие используемых для этой цели средств; умение эффективно применять их; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;
- какие ценности личность связывает с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии и т.д.
Мотивация - это обусловленная актуализированной потребностью направленность активности организма. От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Мотивация поведения всегда эмоционально насыщенна. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. Эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами [1, с.89].
От того, насколько эмоционально насыщенна программа по формированию здорового образа жизни студентов, насколько она доступна сознанию каждого их них, зависит результат данной деятельности.
В программы, направленные на формирование здорового образа жизни студентов, входят следующие направления :
-рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;
-оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание;
-нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;
-комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;
-учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды;
-вред и польза самолечения;
-аргументированная и действенная пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании;
-обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены. Все названные направления работы по оздоровительной деятельности студентов в вузах дают основания для развития у них мотивации на здоровый образ жизни.
Организация работы по данному направлению проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующих формах:
-учебные занятия;
-самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями и спортом;
-физические упражнения в режиме дня;
-массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Все они взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования личности.
Здоровий образ жизни - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий.
Система этого направления помогает сохранению и укреплению здоровья и работоспособности студентов, дает им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Она обогащает творческие способности личности, её культуру, является мотивирующим фактором формирования здорового образа жизни каждого студента и всего общества в целом.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г.Психология здоровья:пути становления новой отрасли человекознания под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.,2000.-232с.
2. Митяева А.М.Оздоровление студенческой молодежи при переходе к многоуровневому обучению в вузе.Современные социально-медицинские технологии:сборник статей.-Ижевск,2006.-188с.
3. Сафронова З.Д.Педагоги за здоровый образ жизни.-Рига,2006.-153с.
4. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие технологии в современной школе.-М.,2002.-344с.