МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ




Кононенко Александра Алексеевна,

аспирантка, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь

Статья посвящена вопросам организации взаимодействия органов муниципальной власти и предпринимательских структур. Автор рассматривает муниципально-частное партнерство как один из способов развития сельских территорий.

Ключевые слова: Ключевые слова: муниципально-частное партнерство,устойчивое развитие сельских территорий,взаимодействие власти и бизнеса.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Развитие сельских территорий требует привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу села. В целях создания условий для привлечения инвестиций необходимо эффективное и взаимовыгодное использование государственных, муниципальных и частных ресурсов.

В российском обществе давно сложилось понимание, что без различных форм взаимодействия власти и бизнеса невозможно развитие современного инновационного предпринимательства, преодоление современных кризисных явлений в экономике и обеспечение долгосрочного устойчивого развития страны и сельских территорий, в частности [6, С. 112].

Одной из форм такого взаимодействия власти и бизнеса является муниципально-частное партнерство (МЧП) - привлечение частных инвестиций в реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов в границах муниципальных образований.

Необходимо отметить, что до недавнего времени официального понимания и толкования термина «муниципально-частное партнерство» в России не было. По нашему мнению, наиболее полное определение этому явлению было дано в работе Е.А. Кузьмина «Реализация проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях». Он считает, что «Муниципально-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество муниципального образования с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации значимых инфраструктурных, инвестиционных проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных» [3].

Нельзя не согласиться с автором в том, что по своей природе муниципально-частное партнерство относится именно к взаимовыгодным формам сотрудничества муниципалитета и предпринимательских структур.

В соответствии с этим проекты муниципально-частного партнерства представляют собой не простое сложение ресурсов, а совершенно особую конфигурацию интересов и соответствующих правомочий партнеров. Во-первых, муниципальное образование выступает в роли носителя общественно значимых интересов и целей. Во-вторых, выступая в роли участника хозяйственного оборота, оно заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта МЧП, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта. В-третьих, частный партнер преследует цель максимизации прибыли. Поэтому в сегменте коммерческих интересов между партнерами вполне уместна договоренность о возможном разделе возникающих рисков, о характере делегируемых правомочий и условиях их передачи и использования.

 Модели и структура МЧП разнообразны, но при этом существуют некоторые характерные черты, позволяющие выделить этот вид партнерства в самостоятельную экономическую категорию. Оно возникает как объединение муниципальных и частных структур, специально создаваемое для достижения тех или иных целей и опирающееся на соответствующие договоренности сторон.

Нам представляется, что графически муниципально-частное партнерство можно представить следующим образом (рисунок 1).

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Механизм обеспечения муниципально-частного партнерства.

 

Очевидно, обе стороны партнерства заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. Каждый партнер вносит свой вклад в общий проект. Так, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. При этом обычно внедряются более эффективные методы работы, совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, создаются новые предприятия, в том числе с иностранным капиталом, налаживаются эффективные кооперационные связи с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников.

Со своей стороны муниципальное образование обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов в рамках местного бюджета. В МЧП оно получает возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития муниципально-частного партнерства в сфере инфраструктуры муниципалитет может постепенно смещать акценты в своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. Общественная же значимость МЧП заключается в том, что в итоге выигрывает общество, население сельских территорий, как потребитель более качественных услуг.

Участие в муниципально-частных партнерствах осуществляется в целях создания (строительства, реконструкции) или эксплуатации объектов соглашения, к которым можно отнести следующие основные направления: транспортная инфраструктура и транспорт общего пользования; система коммунального хозяйства; объекты энергоснабжения; объекты телекоммуникаций муниципальной собственности; объекты образования, воспитания, культуры и иные объекты социально-культурного и социально-бытового обслуживания.

Особое значение проекты муниципально-частного партнерства имеют применительно к сельским территориям. На долю сел и поселков приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения в области дорожного и транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяйства и водоочистных сооружений, охраны окружающей среды, жилищного строительства, водо-, энерго- и газообеспечения. При этом главная проблема, с которой сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач на уровне местного самоуправления стало обычной практикой во всем мире [2, С.66].

Необходимо отметить, что в научной литературе недостаточно полно освещен вопрос о формах муниципально-частного партнерства. Опираясь на опыт научных исследований в области государственно-частного партнерства и законодательную базу Российской Федерации, мы считаем, что основными формами муниципально-частного партнерства могут быть: договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; аренда; лизинг; концессия; соглашение о разделе продукции; организации с долевым участием капитала муниципальных органов власти (рисунок 2).

Одной из форм муниципально-частного партнерства являются контракты, заключаемый между органом местного самоуправления и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике муниципально-частного партнерства являются контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, поставку продукции для муниципальных нужд, оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несут органы власти. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе. Как правило, контракты с муниципальным органом - весьма привлекательный бизнес для частного предпринимателя, поскольку помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы [2, С.67].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Формы муниципально-частного партнерства.

 

Еще одной формой сотрудничества органов местного самоуправления и предпринимательских структур является аренда в ее традиционной форме и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Традиционные договора аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупить муниципальное имущество.

Концессия (концессионное соглашение) - специфическая форма отношений между муниципалитетом и частным партнером, получающая все большее распространение. Ее особенность состоит в том, что муниципальное образование в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.

Если в случае контрактов, в договорах аренды и подряда муниципальное образование выступают субъектами гражданского права и для его эффективной деятельности вполне достаточно норм Гражданского кодекса, то в рамках концессии муниципальное образование, прежде всего, является органом публичной власти. В этом качестве оно не просто предоставляет партнерам по соглашениям часть своих правомочий как собственника, но и делегирует им часть своих властных функций. Делать это можно только на основании соответствующего властного акта. Таким образом, источник исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав - не статус муниципального образования как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти [7].

Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между муниципальным образованием и частным бизнесом напоминает традиционную концессию, но в отличие от концессионного соглашения, где концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная продукция, в соглашениях о разделе продукции партнеру муниципалитета принадлежит только ее часть. Условия и порядок раздела продукции между муниципальным образованием и инвестором определяются в специальном соглашении.

Совместные предприятия - распространенная форма партнерства органов муниципальной власти и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала они могут быть либо акционерными обществами, либо совместными предприятиями с долевым участием сторон. В качестве акционеров в АО могут выступать органы власти и частные инвесторы. Возможности частного партнера в принятии самостоятельных административно-хозяйственных решений определяются, как правило, долей в акционерном капитале. Риски сторон также распределяются в зависимости от ее величины.

Существенная особенность совместных предприятий любого типа - постоянное участие муниципального образования в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить, что развитие инновационной сельской экономики требует применения различных форм муниципально-частного партнерства, а иногда и их совмещения для достижения большего эффекта при получении результата.

России еще предстоит пройти сложнейший путь экономической и правовой квалификации многочисленных форм муниципально-частного партнерства. При этом важно юридически правильно оценить роль муниципалитета не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что муниципально-частное партнерство способно преобразовать сельские муниципальные образования. С развитием партнерства как новой инновационной формы хозяйствования, направленной на реализацию инфраструктурных проектов, возможно, изменить и экономику, и облик сельских территорий.

 

 

 

Список литературы:

1. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект / М.В. Вилисов // Власть. – 2006. - №7.

2. Дерябина М.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М.А. Дерябина // Вопросы экономики. – 2008. – № 8.

3. Кузьмин Е.А. Реализация проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях / Е.А. Кузьмин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал [Электронный ресурс]// - Режим доступа: http://region.mcnip.ru (05.04.2013).

4. Никитенко С.М. Реализация совместных инновационных проектов бизнеса и местной власти как фактор устойчивого развития муниципального образования / С.М. Никитенко, Л.П. Патракова, Е.В. Гоосен // Муниципальная власть. – 2009. - №2.

5. Никитенко С.М. Реализация совместных инновационных проектов бизнеса и местной власти как фактор устойчивого развития муниципального образования / С.М. Никитенко, Л.П. Патракова, Е.В. Гоосен // Муниципальная власть. – 2009. - №3.

6. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве. Доклад ассоциации менеджеров ПРООН // Общество и экономика. - 2007. – № 5–6.

7. Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве [Электронный ресурс] // - Режим доступа: www.concession.ru. (05.04.2013).

8. Трухачев В.И. Теория, методология и практика оценки уровня и перспектив социально-экономического развития сельских территорий Ставропольского края: учебно-практическое пособие / В.И. Трухачев, Е.Н. Криулина, С.И. Луговской, Е.А. Шевченко; под общ. ред. Н.В. Тарасенко. - Ставрополь: АГРУС, 2013.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»