Налог на добавленную стоимость и его роль в формировании доходов бюджета Российской Федерации




Кирсанов Владислав Олегович

магистрант
ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», Россия, г. Омск


Аннотация: В статье рассмотрена сущность и принципы налогообложения добав-ленной стоимости, определены роль и место налога на добавленную стоимость в доходах бюджета РФ, проанализированы итоги администрирования налоговых поступлений, проведена оценка собираемости и задолженности.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, ставки, динамика начисления и поступления, задолженность, администрирование.




Библиографическое описание: Кирсанов В.О. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.86-91


Система налога на добавленную стоимость (НДС) впервые была разработана и применена во Франции в 1954 году, а начиная с 1960 года, получила широкое распространение во многих странах. Налог на добавленную стоимость применяют в 2/3 государств мира. Согласно Шестой директиве ЕС и директиве Совета 2006/112/ЕС от 28.11.2006 года «О совместной системе налога на добавленную стоимость» НДС является обязательным для стран–членов сообщества. В Евросоюзе принято минимальное ограничение основной ставки – она должна быть не менее 15%. Разбег стандартных ставок НДС в странах Еврозоны велик – от 17 % в Люксембурге до 27% в Венгрии [9].

Этот вид налогообложения не действует в Канаде, США, Австралии и Швейцарии. «В таких странах как Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Канада применяют «налог на товары и услуги». В Канаде, например, установлена единая федеральная ставка GST (7%), а в провинциях региональная ставка устанавливается местными властями» [6,с.31].

По словам российских ученых В.Ф. Тарасовой, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкиной, Л.Н. Семыкиной «многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства» [8,с.99].

В Российской Федерации введение НДС было обусловлено необходимостью пополнения доходов бюджета, испытывающего финансовый кризис, присоединением к международному сообществу, широко применяющему данный налог, и совпало с началом проведения экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг. В России НДС введен с 1 января 1992 года Законом РСФСР от 06.12.1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и заменил два действующих ранее налога – налог с оборота и налог с продаж. Первоначально ставка налога была сильно высока – в момент введения верхняя тарифная планка была утверждена в размере 28%, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Это – основная ставка, в случае реализации некоторых важных для населения товаров установлена ставка 10% (медицинские товары, отдельные виды продовольственных товаров, товары для детей и другие). При осуществлении экспортных операций применяется ставка 0%, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.164 НК РФ. C 2001 года по настоящее время правовая база по НДС содержится в 21 главе НК РФ.

 НДС имеет статус федерального налога и является косвенным, то есть налогом «на товары и услуги, установленном в виде надбавки к цене или тарифу» [4,с.82]. Собственник предприятия, производящий товары и оказывающий услуги, подлежащие обложению НДС, перечисляет государству налоговую сумму из выручки от реализации товаров и услуг, пропорционально созданным или добавочным стоимостям товара, выполняя, по сути, функцию сборщика налогов. Конечным плательщиком налога выступает потребитель.

По определению А.З. Дадашева, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчина «НДС – это налог на сумму прироста стоимости продукции на предприятии, исчисленную в виде разности между выручкой от реализации товаров (услуг) и суммой затрат на сырье, материалы и топливо, приобретенных у других производителей (поставщиков) и израсходованных на производство товаров (услуг)» [1,с.33]. В.Р. Захарьян отмечает, что особенностью НДС «является применение налоговых вычетов. В общем случае уплате в бюджет подлежит не вся сумма налога (по договорной стоимости, отгруженных товаров), а уменьшенная на сумму налога, уплаченного ранее продавцам материально производственных запасов, работ и услуг, использованных при производстве продукции. Как правило, уплачивается налог с суммы начисленной амортизации объектов основных средств, сумм начисленной заработной платы и некоторых видов прочих расходов» [3,c.99]. Иначе говоря, приобретая товары и услуги, предприятие одновременно покупает «заявку», оформленную в виде счета-фактуры, на основании которой уменьшается его будущая задолженность по НДС. Экономист О.В. Скворцов считает, что «поскольку именно счет-фактура является основанием для получения налогового вычета, то отсюда и вытекают высокие требования к правилам оформления данного документа, ибо он фактически служит «векселем», по которому предприятие может получить обратно 15,2% от суммы произведенных материальных издержек» [7,с.91].

Установленная, таким образом, система налогообложения НДС создана для решения следующих задач:

– распределение уплаты налога по разным стадиям производственного и коммерческого циклов позволяет снизить налоговую нагрузку на предприятия, поскольку значительно сокращается сумма к уплате в бюджет (применение налоговых вычетов не позволяет многократно взимать налога с одной и той же стоимости);

– уменьшается риск снижения налоговых доходов бюджета из–за уклонения от налогообложения (обязанность по уплате налога распределена между разными налогоплательщиками);

– позволяет при осуществлении экспортных операций освободить экспортируемые товары (услуги) от национального налога и взимать налог в стране назначения, а также дает возможность возмещать НДС, уплаченный экспортером товара поставщикам. Это позволяет полностью освободить экспортируемые товары от косвенных налогов и тем самым повысить конкурентоспособность отечественного производства.

Конечный доход государства, получаемый от взимания НДС, не зависит от количества промежуточных производителей и от эффективности их деятельности.

Существующий порядок исчисления НДС дает возможность бюджету получать дополнительный доход, например, если в цепочке производителей хоть один из них освобожден от уплаты данного налога. Ведь несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, имеющего льготы, не будут определяться как зачетные по НДС и при их дальнейшей продажи повторно будут обложены налогом в полном объеме. Поэтому, представленные льготы по НДС промежуточному производителю дают возможность при существующем порядке получать государству дополнительные финансовые ресурсы за счет двойного налогообложения одних и тех же объектов.

Сегодня НДС является в нашей стране не только основным косвенным налогом, но и входит в тройку наиболее важных налоговых источников дохода консолидированного бюджета Российской Федерации. В 2012–2014 годах он уступил по значимости только доходам от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) и страховым взносам на обязательное социальное страхование. Все остальные доходные источники консолидированного бюджета уступали НДС.

В консолидированный бюджет в 2012 г. поступило 3 546,1 млрд. руб. НДС, в 2013 г. – 3 539,5 млрд.руб., в 2014 г. – 3 939,7 млрд.руб. (таблица 1). Доля НДС в доходах консолидированного бюджете в течение трех лет составляет около 15% и обеспечивает поступление в консолидированный бюджет России не менее 5% ВВП [11].

 

Таблица 1. Поступление НДС в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2012–2014 годы, млрд.руб.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Доходы всего 23 435,1 24 082,4 26 371,1
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1 886,4 1 868,5 2 188,3
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 659,7 1 671,0 1 751,4
Всего НДС 3 546,1 3 539,5 3 939,7
Доля НДС в доходах бюджета 15,1% 14,7% 14,9%

 

В 2012–2014 гг. немногим более половины поступившего НДС приходилось на налог по реализации товаров на российском рынке. Сумма НДС по операциям реализации товаров (услуг) на территории России выросла за три года с 1 886,4 млрд.руб. до 2 188,3 млрд.руб.(на 16%). Сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров в Российскую Федерацию выросла на 5,5% и составила в 2014 г. 1 751,4 млрд.руб.

 

 

Рис. 1. Динамика сумм НДС, исчисленных с облагаемой базы и предъявленных к вычету, млрд.руб.

По данным статистической отчетности по форме 1–НДС Федеральной налоговой службы в 2012 г. всеми плательщиками НДС исчислено налога в сумме 29 231,2 млрд.руб., в 2013 г. – 30 926,2 млрд.руб., в 2014 г. – 32 944,0 млрд.руб. (рисунок 1). На протяжении последних трех лет наблюдается тенденция роста суммы исчисленного НДС. В 2012 г. на 17,1%, в 2013 г. на 5,8%, в 2014 г. на 6,5%.

При этом сумма налоговых вычетов также демонстрирует тенденцию к росту. В 2012 г. вычет по НДС составил 27 424, 0 млрд.руб.(на 17,8 % больше, чем годом раньше), в 2013 г. – 29 058,4 млрд.руб. или на 6,0% больше чем в 2012 г., в 2014 г. – 30 850,6 млрд.руб., что на 6,2 % больше предшествующего года [12].

В 2012-2013 г. вычеты росли ускоренными темпами по сравнению с суммой исчисленного налога. В 2014 г. ситуация изменилась в лучшую сторону и рост начислений превысил рост вычетов. В 2012-2014 гг. доля вычетов в сумме начисленного НДС держится на уровне 93,6-94%.

Недоимка по НДС на конец: 2012 г. составила – 457,6 млрд.руб. (рост 2,5% в сравнении с 2011 г.), 2013 г. – 478,0 млрд.руб. (рост 4,4% по сравнению с предыдущим годом), 2014 г. – 527,9 млрд.руб. (рост 10,4% в сравнении с 2013 г.). Проведенные расчеты по анализу задолженности показали, что удельный вес НДС в общем объеме задолженности занимает не менее 43,5% за рассматриваемый период: в 2012 г. – 43,7%, в 2013 г. – 43,5%, в 2014 г. – 46,4%. Если в части вычета по НДС наблюдается положительная тенденция снижения роста вычетов по сравнению с ростом начислении, то недоимка по налогу постоянно увеличивается. Доля поступившего НДС в сумме начисленного в течение указанного периода не превышает 95% (из каждого начисленного рубля в бюджет поступает около 95 копеек), несмотря на то, что налог получен полностью от покупателя вместе с оплатой товара.

От полноты поступления НДС в бюджет во многом зависит исполнение бюджета в стране. К настоящему времени в налоговой системе нашей страны определен порядок исчисления и уплаты НДС, а также сформировался определенный механизм налогового администрирования. По определению Н.А. Дорофеева, А.В. Брилон, Н.В. Брилон «налоговое администрирование – это динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики. Его можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере» [2,с.12]. И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванова под «налоговым администрированием понимают процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов» [5,с.159]. Таким образом, налоговое администрирование в широком контексте – это управление налоговыми отношениями, а в узком – управление налоговым процессом.

В налоговом администрировании по прямым налогам участвуют – налоговый орган и налогоплательщик. Объект администрирования – налогоплательщик, самостоятельно исчисляющий и уплачивающий налог, исчисленный с определенной налоговой базы. По косвенным налогам, исполнение обязательств администрируемым налогоплательщиком зависит от платежей других налогоплательщиков. Налоговые обязательства администрируемого налогоплательщика по НДС определяются как разность между НДС исчисленным данным налогоплательщиком и суммой НДС предъявленной ему поставщиками. В налоговом администрировании по косвенным налогам участвует достаточно широкий круг лиц. Несмотря на то, что налоговое администрирование по НДС связано с серьезными проблемами необходимо повысить его эффективность, рассмотрев три возможных направления решения указанной проблемы:

– внести изменения в механизм исчисления НДС и уплаты;

– усовершенствовать порядок предъявления сумм НДС к возмещению;

– вести работу в направлении совершенствования методик налогового администрирования.

В условиях хронического бюджетного дефицита и высокой долговой нагрузки достаточно остро стоит проблема поиска источников доходов для финансирования экономического роста страны. Недоимка по НДС и высокие показатели налоговых вычетов следует рассматривать, как один из возможных источников пополнения бюджета. Нужно повысить собираемость НДС, в том числе и за счет пресечения необоснованного предъявления сумм налога к вычету.

Е.А. Чумакова считает, что для увеличения налоговых поступлений в части НДС необходимо: без увеличения налоговой нагрузки повысить налоговые поступления за счет ликвидации каналов ухода от налогообложения – легализация доходов, выявления фирм–посредников (платят минимум налога, предоставляют качественные документы для возмещения НДС, но «действуют» не регулярно и не долго); принять меры по погашению имеющейся задолженности; усилить межведомственное взаимодействие администраторов налога с другими органами исполнительной власти (единая информационная база); расширить полномочия налоговых органов при проверке деклараций по НДС [10,с.53]. Мы солидарны с автором и полагаем, что реализация этих мероприятий не решит всех проблем, но позволит повысить качество и эффективность деятельности налоговых органов, и увеличит поступление НДС в бюджет.

Итак, налог на добавленную стоимость является одним из основных доходных источников консолидированного бюджета Российской Федерации. Поступления от этого налога в бюджет администрируются Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой. Вторая часть поступлений имеет наибольший удельный вес, и размер этой части в значительной степени зависит от правомерности предъявления сумм налога к вычету, контролируемому ФНС России. Поскольку размер налоговых вычетов составляет порядка 94% в сумме начисленного НДС необходимо усилить контроль за правомерностью вычетов и конечно, применять более активные меры для погашения задолженности по налогу.

 

Список литературы:

1. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «экономика» и «менеджмент»/ А.З. Дадашев, Д.А. Мешков, Ю.А. Топчи. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2013. – 175 с.

2. Дорофеева, Н.А. Налоговое администрирование: Учебник/ Н.А. Дорофеева, А.В. Брилон, Н.В. Брилон. – М.: «Дашков и К», 2013. – 296с.

3. Захарьян, В.Р. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ В.Р. Захарьян. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. – 320 с.

4. Малис, Н.И. Налоговая система Российской Федерации: хрестоматия: учебное пособие/ Н.И. Малис. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 152 с.

5. Майбуров, А.И. Налоговый менеджмент продвинутый уровень: учебник для магистрантов, обучающихся по программе направления «Финансы и кредит»/ И.А. Майбуров И.А., Ю.Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 559 с.

6. Мешков, Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: учебник для бакалавров/ Д.А. Мешков, Ю.А. Топчи. – М.: «Дашков и К», 2015. – 160 с.

7. Скворцов, О.В. Налоги и налогообложение: учебник для студ. Учреждений среднего профессионального образования/ О.В. Скворцов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.

8. Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник/ В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина. – М.: КНОРУС, 2012. – 488 с.

9. Брызгалина, А.В. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2014 год [Электронный ресурс]: Налоги и финансовое право. 2014 //СПП «Гарант» – Режим доступа: http//www.garant.ru/rn55/.

10. Чумакова, Е.А. Место и роль НДС в налоговой системе в формировании доходных источников бюджетов (на примере Волгоградской области)/ Е.А. Чумакова // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 8. – С. 43–53.

11. Информационно–аналитический раздел [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации // – Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php/.

12. Статистика и аналитика [Электронный ресурс]: Федеральная налоговая служба // – Режим доступа: http//www.nalog.ru/rn55/related_activities/.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»