Актуальность исследований приведенных в данной статье связана с ролью и значением налогового механизма и в эффективном экономическом развитие любой страны. В статье обозначены проблемы становления эффективной налогового механизма. Приводится анализ налоговых доходов и их распределение между федеральным бюджетом РФ и консолидированными бюджетами субъектов. На основе проведенного анализа выявлены основные направления формирования эффективного налогового механизма.
Ключевые слова: налоговая система, налоговый механизм, налоговый доход, бюджет, направления развития механизма налогообложения.
Налоговая политика на современном этапе в условиях экономической и политической нестабильности направлена на развитие эффективных механизмов хозяйствования и рыночных институтов, разработку благоприятных условий для роста эффективности процесса производства, а также снижение налоговой нагрузки для субъектов экономики различных отраслей и масштабов.
Цель статьи, реформирование и трансформация механизма государственной налоговой политики, разработка стабильной налоговой системы государства, которая обеспечивает бюджетную устойчивость в перспективе.
Механизм налогообложения - это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики[1].
По нашему мнению главным приоритетом реформирования и трансформации механизма современной государственной налоговой политики выступает разработка стабильной налоговой системы государства, которая обеспечивает бюджетную устойчивость в перспективе. Вследствие этого, в дальнейшем мероприятия по совершенствованию механизма налоговой политики должны учитывать постоянно изменяющиеся требования современной экономики, актуальные первостепенные параметры экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования.
Ученые-экономисты выделяют следующие наиболее значимые с точки зрения влияния в кратко- и среднесрочной перспективе факторы геополитического характера: рост военных расходов, обмен торгово-экономическими санкциями, стремление к расширенному налоговому суверенитету регионов.
События 2014 года, включая последствия украинского кризиса, приведшие к изменениям в территориях Украины и России, значительно повысили значимость геополитического фактора в современной системе мирохозяйственных связей. Режим санкционной политики со стороны ряда государств уже оказал негативное воздействие не только на экономику России, но и на целый ряд других стран мира, прежде всего, государств Евросоюза, вызвав замедление экономического роста с перспективой стагнации и рецессии. Поэтому на нынешнем этапе развития на первый план выходит сбалансированность фискальной и регулирующей (стимулирующей) ролей налогового механизма в государстве [2].
Формирование всех налоговых доходов в 2014 году на 80% обеспечено за счет поступления федеральных налогов: НДПИ – 23%, НДФЛ – 21%, налога на прибыль – 19%, НДС – 17%. В 2013 году совокупная доля указанных налогов составляла 79%.
В консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2014 году поступило налоговых доходов 6 455,6 млрд. рублей, или на 8,3% больше, чем в 2013 году. Формирование налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2014 году на 85% обеспечили отчисления от федеральных налогов, в том числе НДФЛ – 42%, налог на прибыль – 30% и акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, – 7%. Имущественные налоги, которые относятся к региональным и местным, составили 15% доходов.
Таблица 1.
Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему РФ
в относительных показателях за 2011 – 2014 гг. в млрд. руб.
Наименование показателя | 2011 г. | 2012 г. | Темп роста в %11/12г. | 2013 г. | 2014г. | Темп роста в %13/14г. |
Налог на прибыль организаций | 2 270,3 | 2 355,4 | 103,74 | 2 071,7 | 2374,66 | 114,6 |
Налог на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 994,9 | 2 260,3 | 113,3 | 2 497,8 | 2700,72 | 108,1 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 753,2 | 1 886,1 | 107,5 | 1 868,2 | 2188,1 | 117,1 |
Акцизы | 603,9 | 783,6 | 129,7 | 952,5 | 1000 | 104,9 |
Налог на имущество | 678 | 785,49 | 115,8 | 900,73 | 957 | 106,2 |
Налоги на совокупный доход | 234,4 | 271,1 | 115,6 | 292 | 315 | 107,8 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 2403 | 2459 | 102,3 | 2575,78 | 2904 | 112,7 |
Таблица 2.
Объем налоговых доходов и их распределение между федеральным
бюджетом РФ и консолидированными бюджетами субъектов Федерации
за 2010 - 2014 годы.
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в течение последних лет более 50% всех налоговых поступлений приходится на бюджеты субъектов Федерации.
Для достижения устойчивого развития региона первоочередной задачей является построение эффективного и оптимального механизма региональной налоговой политики, что отражается в положительной динамике налоговых поступлений в бюджет региона. На сегодняшний день слишком высокая концентрация полномочий в налоговой сфере на государственном уровне значительно снижает самостоятельность субъектов налогообложения в создании ресурсов, необходимых для выполнения своих функций, и снижает возможность управлять налоговой системой в части пополнения региональных бюджетов.
Таблица 3.
Значение местных налогов в доходной части консолидированного
и местных бюджетов РД за 2014 год
Из данных таблицы 3 следует, что роль местных налогов в формировании доходов муниципальных бюджетов РД неоднозначна. В доходах бюджетов городских и сельских поселений их удельный вес за 2014 год составил 8,9%, бюджетов городских округов почти 6%, а муниципальных районов всего 0,01%, что объясняется зачислением этих налогов по месту расположения недвижимости. В консолидированном бюджете РД доля местных налогов достигает 1,1%, что является показателем низкой эффективности налогового администрирования и низкой налоговой дисциплиной налогоплательщиков. По этому показателю РД занимает одно из последних мест среди субъектов РФ.
.
Рис 1. Динамика ВРП и налоговых платежей в бюджетную систему
РФ по Республике Дагестан за 2012 – 2015 годы, млрд руб.
Как видно из рисунков 1 и 2, в связи с кризисом в экономике РФ и РД объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по РД с санкционного 2014 года начал падать, соответственно уменьшается налоговое бремя на региональную экономику с 7,4% в 2013 году до 5,7% в 2015 году.
Рис 2. Динамика налоговой нагрузки на региональную экономику
Республики Дагестан за 2012 – 2015 годы, в процентах к ВРП.
Доля средств, получаемых бюджетом республики из федерального бюджета РФ, остается значительной. Все это свидетельствует о весьма низком бюджетно-налоговом потенциале РД, который, как известно, в основном формируется в реальном секторе экономике за счет роста инвестиций, создания новых рабочих мест, увеличения покупательной способности населения, развития малого и среднего бизнеса и т.д.
В «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Дагестан в 2015-2017 годах и мерах по ее совершенствованию» отмечается, что «основной задачей налогообложения является обеспечение роста доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности республиканского бюджета в среднесрочной перспективе будут предприниматься усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы[3].
Таким образом, в связи современными политическими событиями и применяемыми экономическими санкциями в отношении РФ, следует разработать комплекс мероприятий по трансформации механизма налоговой политики России с учетом происходящих экономических и политических изменений в мировом сообществе. Комплекс мероприятий по трансформации механизма налоговой политики с учетом нестабильной политической и экономической ситуации в стране:
Увеличение объёмов налоговой компетенции регионов и муниципальных образований посредством внесения изменений в законодательную базу, которые обеспечат баланс противоречий между уровнями власти, между экономической эффективностью, социальной справедливостью и макроэкономической стабильностью;
Создание единой информационной системы валютного и налогового контроля с помощью электронного декларирования паспортов сделок с передачей их в базы данных всех органов валютного и налогового контроля. Позволит пресекать незаконные операции по вывозу капитала, сопровождающиеся уклонением от уплаты налогов;
Противодействие схемам уклонения от уплаты налогов и незаконному возмещению налогов из бюджета путем закрепления на уровне закона ограничения на использование фирм - «однодневок», оффшорных компаний и других механизмов агрессивного налогового планирования. Будет способствовать созданию равной конкурентной среды.
Эффективными инструментами привлечения инвестиций в экономику региона и государства являются создание особых экономических зон, территорий опережающего развития и внедрение мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса. Привлеченные инвестиции создадут финансовую основу не только для оперативного импортозамещения, но и для реиндустриализации промышленности.
Таким образом, нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране стала индикатором уязвимости и ограниченности реального суверенитета России. Для целей сглаживания ее последствий необходимо формирование такого механизма налоговой политики, который будет: во-первых, направлен на удовлетворение интересов общества; во вторых, заключаться в совокупности мероприятий по нивелированию негативного влияния на экономику страны фактора ресурсозависимости; в-третьих, нацелен на улучшении социально-экономических показателей регионов и государства в целом.
Список литературы:
1. Антонов М.Е. О налоговом механизме решения социальных проблем // Финансы. 2014. – №1 – С. 38-41
2. Иванеев А.И. “Налоговая составляющая бюджета 2014 года” – // Финансы. – 2014. – №1. – с. 38-48
3. Павлова Л.П. «Проблемы совершенствования налогообложения в России» // Финансы. – 2013. – №1. – с. 23-29.