В полиэтничном регионе Республике Татарстан конструирование групповой идентичности имеет особое значение. В условиях глобализации народная, этническая культура является важным условием определения границ социальных групп. С целью выявления влияния народной культуры на конструирование групповой идентичности этносов, проживающих на территории Республики Татарстан, был проведен дискурс-анализ ключевых печатных изданий в регионе.
Были проанализированы электронные версии статей трех республиканских газет: «Республика Татарстан» (официальное издание), «Вечерняя Казань» (умеренно оппозиционное, популярное издание), «Казанские ведомости» (популярная среди населения газета, рассчитанная на широкую аудиторию). Отобраны статьи за 2014 год, посвященные празднику Сабантуй. В газете «Республика Татарстан» было взято 6 статей, в «Вечерней Казани» - 17 статей, в «Казанских ведомостях» - 45 статей, всего 68 статей. Предметом исследования послужил медиаобраз популярного тюркского праздника Сабантуй, знаменующего окончание весенних полевых работ. Однако уже давно Сабантуй презентуется как «общерегиональный», всенародный праздник. Исследователи говорят о процессе взаимовлияния культур, приобщение (частичное или полное) к культуре другого народа – аккультурация [1, с. 20-22].
В ходе исследования были выявлены следующие ключевые групповые идентичности, формируемые посредством тиражирования медиаобраза народного праздника Сабантуй. Во-первых, праздник Сабантуй подчеркивал групповую идентичность татарского народа, поскольку явился примером трансляции уникальности данной этнической культуры. Журналисты старались подчеркнуть особенность Сабантуя, создавая образ исконно народного праздника со своей спецификой – национальными конкурсами и соревнованиями. Во-вторых, Сабантуй также репрезентировался как тюркский праздник, в частности, татаро-башкирский. Значимость Сабантуя и самого города подчеркивалось за счет упоминания, что Казань объявлена «культурной столицей тюркского мира». Отмечался международный характер празднования. В-третьих, Сабантуй вышел за рамки только татарского праздника, в нем представлены культура разных народов страны. Это был всеобщий, многонациональный праздник, отмечаемый в разных регионах России и за рубежом. В-четвертых, Сабантуй как часть общей традиции в ряду праздников других народов (Масленица, Петров день, Иван Купала и др.); образ народных гуляний с элементами самобытной культуры. В-пятых, Сабантуй был представлен как пример уличных праздников и гуляний. Такая трактовка объединяет людей не на чувстве групповой идентичности, а по принципу принадлежности к массовой культуре. Сам праздник начинал приобретать черты именно популярной культуры [2].
Таким образом, Сабантуй был представлен как способ интеграции культур разных народов, как традиция всей республики, лишенная четко выраженной этнической принадлежности, общегосударственный праздник.
Список литературы:
1. Галиуллина Г.Р., Ильдарханова Ф.А., Галиева Г.И. Этнокультурные традиции как основа укрепления семьи (на примере Тетюшского муниципального района Республики Татарстан). – Казань: Отечество, 2011. – 118 с.
2. Нурутдинова А.Н. Народный праздник Сабантуй как элемент интеграфии культур в полиэтничном регионе (по материалам печатных СМИ Татарстана) // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. - № 2. – С. 212-215.