+7 989 669 15 15



Нарративная функция хронотопа в творчестве П. Модиано




Норец Татьяна Михайловна

доцент, к.филол.н.
Институт иностранной филологии, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Институт иностранной филологии, Россия, г. Симферополь




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Норец Т.М. НАРРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ХРОНОТОПА В ТВОРЧЕСТВЕ П. МОДИАНО [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.130-131


Еще в 70-х годах прошлого столетия Патрик Модиано был одержим предысторией, прошлым, а «прошлое - это постыдная эпоха оккупации». «Мой сюжет – время» - такую краткую характеристику своего творчества дал он в одном из интервью газете «Монд». Причем, чаще всего в своих книгах Модиано не стремится строго соблюдать хронологию событий, потрясших в те годы Францию. Они для него служат фоном, на котором писатель изучает своих героев, представителей «неприкаянного, лишнего поколения». Герои Патрика Модиано не имеют ничего общего с конкретными людьми, они призрачны, почти «спектральны», часто связаны с драматическими событиями, они бродят в поисках утраченной памяти по улицам Парижа, изучая его как загадку, по следам людей, в реальности которых начинает сомневаться читатель. Автор пытается дать читателю ключи к пониманию этого странного призрачного мира, живущего по своим законам.

Этот завораживающий туманный литературный пейзаж служит писателю местом игр в прятки с читателем. Его романы это всегда сложности в восприятии как сюжетной линии, так и самого стиля писателя.

Для писателя очень важна первая фраза романа, которая содержит некий код, настрой на восприятие всего содержания произведения, в котором, как правило, не существует четких временных границ, четких образов героев :«Je ne suis rien. Rien qu’une silouette claire , ce soire-là à la terrasse d’un café» (Я – ничто. Только прозрачный силуэт на террасе кафе) «Улица Темных Лавок» [1, с. 11]. «Presque rien. Comme une piqure d’insecte qui vous semble d’abord très légère.» («Почти ничего. Как укус насекомого, который вам кажется вначале незначительным») («Pour que tu ne ne perdes pas dans ton quartier») «Чтобы ты не потерялся в квартале» [2, с. 11].

Тексты писателя изобилуют афоризмами, представляющими пространство без времени: Хютте любил приводить в пример некоего «пляжного человека», как он его называл. Этот человек провел сорок лет своей жизни на пляжах или в бассейнах, болтая с курортниками и богатыми бездельниками. На тысячах летних фотографий он, в купальном костюме, стоит с краешка или на заднем плане какой-нибудь веселой компании, но вряд ли кто-нибудь мог бы сказать, как его зовут и откуда он взялся. Точно так же никто не заметил, как в один прекрасный день он исчез с фотографий. Я не осмеливался признаться Хютте, но мне казалось, что «пляжный человек» – это я. Впрочем, он бы не удивился. Хютте всегда повторял, что, в сущности, все мы «пляжные люди» и что «песок, – я привожу его выражение дословно, – лишь несколько мгновений хранит отпечатки наших шагов» – «Улица Темных Лавок» [1, с. 21].

«Маленькая девочка вместе с матерью возвращается в сумерках с пляжа. Она плачет, в общем-то, без причины, ей просто хотелось еще поиграть. Она уходит все дальше. Вот она уже завернула за угол… И наши жизни, не рассеиваются ли они в вечерних сумерках так же стремительно, как детская обида?» – «Улица Темных Лавок» [1, с. 47]. «В жизни важно не будущее, а прошлое». – «Улица Темных Лавок» [1, с. 37].

Таким образом, пространство без времени является сюжетообразующим фактором романов Патрика Модиано. Творчество Патрика, несмотря на внешнюю призрачность и неопределенность как сюжетной линии, временного пространства так и героев его произведений, имеет свой способ изображения действительности. Художественный мир его героев во многом отражает путь поиска самого автора.

 

Список литературы:

1.  Modiano P. Rue des Boutiques Obscures / P. Modiano. - Gallimard, 1978. – 250 р.

2.  Modiano P. Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier / P. Modiano. - Gallimard, 2014. – 146 р.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»