На современном этапе внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших направлений государственной политики стран с переходной экономикой. Поэтому необходима разработка научно обоснованной внешнеэкономической стратегии, форм и методов эффективного включения этих стран в глобализирующуюся экономику. Это в полной мере относится и к Республике Узбекистан, внешнеэкономические связи которой оказывают существенное воздействие на рост ВВП и её роль в региональных интеграционных объединениях [4, 80-86].
Международные экономические отношения предполагают не только обеспечение ресурсами и рынками сбыта участвующих стран, взаимодополняемость национальных экономик, внешнеэкономическую деятельность предприятий, но и торгово-политические мероприятия правительств, международных организаций. Государства принимают активное участие в развитии внешнеэкономической деятельности путём целенаправленного воздействия на определённые сферы и объекты этой деятельности.
Глобализация мирового хозяйства как новый этап интернационализации хозяйственной жизни имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, это универсализация мирового хозяйства, явившаяся результатом политических изменений в мире. Во вторых - либерализация движения капиталов и дерегулирование финансовых систем и валютного контроля. Под влиянием этих процессов многократно увеличиваются объемы международной торговли, межстрановых финансовых и инвестиционных потоков [1, 42-47].
За годы независимости формирование суверенной Республики Каракалпакстан и ее правовой системы прошел целый исторический период, были проведены коренные преобразования во всех областях государственного строительства и социальной жизни. Во всех сферах жизни – политике, экономике, культуре, духовности произошли большие положительные перемены. Народное хозяйство Республики Каракалпакстан претерпело определенные изменения в подходах управления экономикой. Отметим, что во внешнеэкономической деятельности ее правовую базу составляли Конституция Республики Каракалпакстан, законы о внешнеэкономической деятельности, об организации министерства внешнеэкономических связей (1992 г.) [2]. Также были приняты указы Президента Республики Узбекистан о расширении внешнеэкономической деятельности, привлечении иностранных инвестиций и мерах по их защите, ряд постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, которые способствовали развитию экономики Каракалпакстана. Законодательные акты и другие официальные документы, кающиеся этой сферы, наряду с регламентацией служат стимулированию развития международных связей Республики Каракалпакстан. Основным среди них является «Закон о внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», принятый в июне 1991 года. Данный закон определяет основные принципы, порядок осуществления внешнеэкономических связей в соответствии с общепризнанными нормами международного права и посредством правовых положений, служат делу интеграции республики в мировую экономическую систему. Также был принят и другой базовый документ «Закон об иностранных инвестициях в Республике Узбекистан» (1991г.) [3], который направлен на привлечение иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современной технологии и управленческого опыта с целью содействия развитии. Экономики Узбекистана.
Таким образом, внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью широкого спектра мер. Это объясняется тем, что с расширением внешнеэкономических связей требуются все новые инструменты оптимизации участия страны в международном разделении труда, содействию укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Список литературы: