НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В ПРОИЗВЕДЕНИИ Г. БЕЛЛЯ «ГЛАЗАМИ КЛОУНА»




Пономарева Анна Юрьевна

аспирантка, РГСУ, г. Москва

В статье рассматриваются некоторые концептуальные признаки концепта «семья», внереализованные в произведении «Глазами клоуна». Автор использует концепт, как способ исследования индивидуально-авторскую картину мира немецкого писателя, Генриха Белля.

Ключевые слова: Ключевые слова: концепт,индивидуально-авторская картина мира,концептуальные признаки,семья.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


м этапе становления и развития личности именно семья выступает своеобразным микромиром, сценой действия ребенка, и во взрослой жизни человек часто продолжает демонстрировать модели поведения, перенятые из собственной семьи в ранние годы. Поэтому значение семьи в индивидуально-авторской картине мира писателя трудно переоценить. Самым удобным (и по всей вероятности, объективным) способом проникновения в индивидуально-авторскую картину мира, реализованную в художественном произведении, нам представляется моделирование концепта. Под концептом мы вслед за Е.С. Кубряковой понимаем «единицу ментальных или психологических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [2, с. 90].

Роман «Глазами клоуна» построен «по принципу сжатой фабулы, как чередование событий одного дня, хронологически свободных воспоминаний Ганса о прошлом и воображаемых им картин настоящего и будущего» [2, с. 287]. Лейтмотивом произведения является «тема противостояния индивидуума обществу, <…> самостоятельно мыслящего человека массе одинаковых людей» [3, с. 71]. Шнир, будучи клоуном по профессии, демонстрирует «отказ от двух стереотипных моделей поведения (от принятия системы и от полного ее разрушения)» и делает выбор в пользу собственного пути (так называемое, «пассивное бунтарство»)» [4, с. 71].

Концепт «семья» репрезентован в романе лексемой «Familie». Наиболее ярко в романе представлена семья самого Шнира. Это очень богатые люди, чье положение в обществе настолько непоколебимо, что даже смена политических режимов никак не отразилась на их доходе. Кроме того, родители Шнира всегда демонстрируют некую социальную активность: учреждают различные комитеты и некоммерческие организации. К всем этим действиям Ганс Шнир относится очень скептически: «Diese Besorgnis um die heilige deutsche Erde ist auf eine interessante Weise komisch, wenn ich mir vorstelle, daß ein hübscher Teil der Braunkohlenaktien sich seit zwei Generationen in den Händen unserer Familie befindet» [5, c. 21]. Он не верит в чистоту помыслов, которая якобы движет его матерью. Кроме того, Шнир младший абсолютно не мыслит возможность создания теплых семейных отношений в их доме. Он также весьма скептически описывает действия своей матери, на которую «иногда находит страстное желание (Sehnsucht)» создать видимость подобной семьи: она заставляет всех сесть у камина и играть в карты: «SicherhatsieplötzlichSehnsucht, andemschönenblankpoliertenMahagonitischzusitzen, Kartenzuspielen, glücklicheFamiliezusein»[5, c. 70]. Спонтанность чувств матери и непостоянство ее настроений автор подчеркивает с помощью атрибута «plötzlich» (внезапно, вдруг). Он иронически продолжает ряд показателей «настоящей семьи»: сидеть вместе за красивым столом, играть в карты, быть счастливой семьей. Но так так никто их членов семьи не верит в этот спектакль, то никто из детей не собирается потакать матери ее слабостях и стремлении хотя бы на внешнем уровне соответствовать званию «счастливая семья». Для общественности Шниры сохраняют иллюзию «благородного и почтенного семейства», поэтому они не рассказывают о своей семье, и все, что связано с темой «семья» для отца Шнира, человека не желающего лгать, но и не стремящегося говорить правду, является закрытой темой: Alles, wasseineFamiliebetrifft<…>istfürunstabu [5, c. 68]. Не признавая свою семью настоящей, Ганс, став взрослым, не верит в институт семьи и ко всем другим семьям также относится скептически. Так, позвонив в семью Кинкель, Шнир слышит шёпот, похожий на шипение змей: «Ichhörte <…> imHintergrunddiesesböseZischen. Es hörte sich an, als wäre eine ganze Schlangenfamilie miteinander in Streit geraten: zwei männliche Schlangen und eine weibliche» [5, c. 102].

Итак, семья, изображенная в романе «Глазами клоуна» символизирует распад общества и разрушение его основных принципов и основ.

 

Список литературы:

1. Кубрякова, Е. С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 90-93 с.

2. Иванова, Э.Ю. Специфика хронотопа «заколдованной принцессы» в романе Г. Бёлля «Глазами клоуна» / ИвановаЭ.Ю. // Наука и культура России Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Самара, 2011. С. 286-289. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/70710122.pdf

3. Кононова, Е. С. Типичные неточности перевода немецких модальных конструкций на русский язык (на примере романа Г. Белля «Глазами клоуна») / Кононова Е. С. // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2012. № 8 (63). C. 71-72. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/83349892.pdf

4. Рейзвих, Я. С. Актуализация архетипа трикстера в романе Генриха Бёлля «Глазами клоуна» / Рейзвих Я.С. // В мире научных открытий. 2010. № 4-13. С. 37-39. Режимдоступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15575883.

5. Böll, Heinrich. Ansichten eines Clowns. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1992 – 303 S.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»