НЕКОТОРЫЕ НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ




Масалкова Эльвира Владимировна,

заведующая кафедрой английской филологии и иностранных языков, ГБОУ Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Россия, г. Владикавказ.

В статье анализируются причины низкого уровня владения иностранным языком студентами факультета физической культуры и предлагаются пути повышения эффективности обучения.

Ключевые слова: Ключевые слова: профессионально-ориентированное общение,коммуникативная направленность,устно-речевое общение.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


При наличии довольно большого количества теоретических наработок и практических методик преподавания иностранного языка на факультетах нелингвистического профиля уровень владения им у студентов-спортсменов достаточно низкий, что можно объяснить рядом как объективных, так и субъективных причин. По мнению Е.В. Мусницкой, вопросы обучения на неязыковом факультете всё еще ждут своего серьезного, теоретически и экспериментально обоснованного решения [2].

Изучение состояния языковой подготовки студентов факультетов физического воспитания показало, что уровень их знаний и умений ограничивается, в основном, переводом на русский язык несложных адаптированных текстов, пересказом их (чаще всего с опорой на текст), выполнением рецептивных упражнений. Наименее сформированными оказались коммуникативные навыки.

Овладение языковыми и речевыми навыками и умениями находится в непосредственной зависимости от содержания обучения. Как показывает наша многолетняя практика, а также беседы с преподавателями иностранных языков неязыковых факультетов, им приходится не только дополнять, а иногда и полностью заменять упражнения учебников и пособий, менять текстовый материал, самостоятельно разрабатывать речевые ситуации по обучению профессионально - ориентированному общению.

Имеющиеся в арсенале преподавателя учебники и учебные пособия, построенные по требованиям традиционной методики и нацеленные на обучение всем четырем видам речевой деятельности, не способствуют овладению студентами навыками профессионального общения. Авторы учебников и учебных пособий обеспечивают учебный процесс заданиями, направленными на овладение грамматическими и лексическими навыками. Задания к упражнениям, как правило, бывают однотипными, не имеющими четко выраженной коммуникативной направленности [1].

Многочисленные беседы со студентами и преподавателями, наблюдения, анкетные опросы показали, что в течение обучения в вузе интерес к изучению иностранного языка постепенно снижается. Если на начальном этапе обучения у студентов есть побуждающий мотив, то он обусловлен эффектом новизны в сдвоенности академических часов, позволяющим более детально изучить тот или иной языковой материал, постановкой заданий, методическими приемами, самим построением занятий, отличным от школьных уроков.

Потерю интереса к изучению иностранного языка и снижение результативности обучения на более старших этапах мы склонны объяснять, во-первых, «оторванностью» предмета «иностранный язык» от реальных потребностей учащихся и, во-вторых, усложнением грамматического и лексического языкового материала. Немаловажное значение имеет также несформированность у студентов навыков работы над речевым и языковым материалом. Студенты с большим интересом воспринимают материал профессионально-ориентированной направленности, так как даже на начальном этапе обучения они хорошо разбираются в своей будущей специальности, знают спортивную терминологию, ориентируются в фактическом материале. Поэтому преподавателю иностранного языка необходимо осуществлять обучение с опорой на имеющийся у студентов терминологический тезаурус на русском языке, сформированный в предшествующей спортивной деятельности, что служит эффективным средством обучения речевому общению с профессиональной направленностью [1].

Анализ учебников и учебных пособий выявили несоответствие их уровню обученности студентов. В учебниках, использующихся на факультетах физического воспитания, почти не представлены творческие речевые упражнения по формированию умений в ролевых и профессионально-ориентированных деловых играх, а также отсутствуют материалы ярко выраженной спортивной направленности. Все применяемые на этих факультетах учебники и учебные пособия предполагают овладение студентами всеми четырьмя видами речевой деятельности, что, на наш взгляд, невозможно осуществить, исходя из специфики факультета, имеющейся сетки часов и т.п.

Мы предлагаем приоритетными видами деятельность на начальном этапе обучения в вузе выбрать устно-речевое общение, так как оно выступает как важное качество специалиста, в какой бы области он ни работал. Хотя выработка этого умения предусматривается программой курса иностранного языка в неязыковом вузе, выпускники, как показал анализ состояния обучения, не владеют им в достаточной степени для практического использования языка в своей профессиональной деятельности.

 

Список литературы:

1.   Масалкова Э.В. Обучение общению на английском языке студентов факультета физической культуры. // Дисс… на соискание уч. степени кандидата пед. наук, 2006. – 207 с.

2.   Мусницкая Э.В. Новые тенденции и актуальные проблемы формирования умений иноязычного общения у студентов неязыкового вуза // Профессиональная коммуникация как цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе. – М.: МГЛУ, 2000

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»